Альманах объединяет любовью к Алтаю!

Алтайские легенды про богатырей

Богатыри на Алтае были самыми могучими в мире по силе своей и доброте.

Легенда о богатыре Сартакпае

На Алтае в устье реки Иш жил алтайский богатырь Сартакпай. Коса у него до земли, брови, что густой кустарник. Мускулы узловатые, как нарост на березе (чага), хоть чашки из них режь. Еще ни одна птица не пролетала мимо головы Сартакпая – стрелял он без промаха. Копытных зверей, бегущих вдали, метко бил Сартакпай. В когтистых зверей он метился ловко. Не пустовали его армакчи – кожаные сумы. В них, всегда была жирная дичь.

Но не был счастлив, не был весел Сартакпай. Он день и ночь слышал плач зажатых камнями алтайских рек. Бросались с камня на камень, они рвались в клочья, дробились в ручьи, натыкались на горы. Надоело Сартакпаю видеть слезы алтайских рек, надоело слушать их неумолчный стон. И задумал он дать дорогу алтайским водам в Ледовитый океан. Сартакпай позвал своего сына: Ты, сын Адучы, иди на юг, а я на восток пойду.

Адучы-сын пошел к горе Белуха, поднялся туда, где лежат вечные снега, стал искать путь для реки Катунь. Сам богатырь Сартакпай отправился на восток, к озеру Дьылу-Кол. Указательным пальцем правой руки Сартакпай прогнул берег Дьылу-Коля, и следом за его пальцем потекла река Чулышман. В эту реку с веселой песней устремились все попутные ручейки и речки, все звонкие ключи и подземные воды.

Но сквозь радостный звон Сартакпай услышал плач в горах Кош-Агача. Он вытянул левую руку и указательным пальцем левой руки провел по горам борозду для реки Башкаус. И когда засмеялись воды, убегая с Кош-Агача, засмеялся вместе с ними старик Сартакпай: «Оказывается, левой рукой я тоже умею работать! Однако не годится такое дело левой рукой творить». И Сартакпай повернул реку Башкаус к холмам Кок-Баша и тут влил ее в Чулышман и повел все воды одной рукой вниз к скалам Артыбаша.

Далее Сартакпай остановился: «Где же мой сын Адучы? Почему не идет мне навстречу? Слетай к нему, черный дятел, посмотри, как работает Адучы-Мерген». Черный дятел полетел к горе Белухе: от Белухи река Катунь бежала на запад, дятел устремился следом за рекой. Недалеко от Усть-Коксы он догнал силача Адучы-Мергена, тот вел Катунь все дальше к Западу. «Что ты делаешь, Адучы-Мерген?» – крикнул Дятел – «Отец тебя уже полдня ждет в Артыбаше». Сын сейчас же повернул реку на северо-восток.

Дятел поспешил к Сартакпаю: «Прославленный богатырь, ваш сын ошибся: реку к Западу начал вести, теперь повернул ее на восток. Через три дня он будет здесь». Долго ждал своего сына Сартакпай, три дня держал указательный палец в долине Артыбаша. За это время к нему под палец натекло Телецкое озеро. Отец повел из Телецкого озера реку Бию, а сын Адучы быстро бежал, ведя за собой Катунь. Ни на шаг не отстал он от своего могучего отца. Вместе, в один миг слились две реки Бия и Катунь в широкую Обь. И она понесла воды Алтая в далекий Ледовитый океан.

«Сынок» – сказал Сартакпай – «Ты быстро привел Катунь, но я хочу посмотреть, хорошо ли, удобно ли для людей ты вел ее». И богатырь пошел от Оби вверх по Катуни. Адучы-Мерген шагал сзади, и колени его подгибались от страха. Вот отец перешагнул через реку Чемал и подошел к горе Согонду-Туу. Лицо его потемнело. Брови совсем закрыли глаза: «Ой, стыд, позор, Адучы-Мерген, сынок! Люди тебе за это спасибо не скажут! Плохо сделал, сынок!».

«Отец» – отвечал Адучы – «Я не смог расколоть Согонду-Туу. Даже борозду провести по ее хребтам не хватило сил». Тут Сартакпай снял с плеч свой железный лук, натянул тетиву и пустил литую из меди трехгранную стрелу. Согонду-Туу надвое раскололась, один кусок упал пониже реки Чемал, на нем вырос красивый сосновый бор Бешпек. Другая половина Согонду-Туу до сих пор стоит над Катунью. И до сих пор хвалят люди старика Сартакпая за то, что он провел дорогу прямую, как след стрелы.

Сартакпай, находясь в местности Кор-Кечю, бросил в летевших гусей камень, брошенный камень упал у речки Мёны в Чуйской долине. Этот камень лежит около Чуйской дороги, выше местности Чибит, верстах в пяти, а от Кор-Кечю на Катуни в 120 верстах. Камень круглый, пудов около семи весом.

Реальная гора, пробитая стрелой богатыря Сартакпая

Реальная гора, пробитая стрелой богатыря Сартакпая.

Когульдей, Великий стрелок

На скале у устья Кемечекпана нарисован человек, а вокруг него три маралухи. Это Эрке-Когульдей, Великий стрелок.

Когда-то Эрке-Когульдей человеком был, искусным стрелком. Из лука мог любого зверя, любую птицу убить. Азартный был: все живое его стрел опасалось как небесного огня. Как-то поднялся он на высокую гору и самому синему небу крикнул: «Все уничтожу!» Испугались все, стали молиться, чтобы небо образумило гордеца, смирило убийцу. Хозяин неба, Тэнгери-Хан, разгневался и решил покарать стрелка. Послал он ему трех золотых небесных маралух. Едва прекрасные животные коснулись копытами земли, обуреваемый жаждой разрушения охотник кинулся за ними в погоню. Но стрелы не задевали волшебных животных. Трижды маралухи обогнули землю, стали подниматься на небо, а охотник за ними. Так и остались они созвездием Великого стрелка – Ориона на алтайском небе. Три звезды – три маралухи, три другие – Когульдей, его собака и стрела.

Уч-Мыйгак (три маралухи), так зовут алтайцы это созвездие.

O каменной изгороди

Жил когда-то в горах Алтая богатый хан Теке. Могучий хан славился тем, что со своими подданными был справедлив, честен и добр. Завистливые, злые соседи, другие ханы за это его ненавидели. Они даже за его доброту прокляли Теке. Их проклятия охотничьими стрелами разлетелись по всем горам и долинам Горного Алтая. Разорение и нищета пришли во владение справедливого Теке. Дети, женщины, старики, мужчины в стойбищах вымерли с голода, так как удача покинула охотников, казалось, навсегда. Сам Теке отдал бедным все до последнего куска мяса, даже приказал зарезать своего любимого коня Туу, чтобы спасти от голодной смерти двух маленьких близнецов пяти лет от роду, отец и мать которых не вернулись из тайги. То ли медведю в лапы попались в тайге, то ли ослабели от голода и сами умерли – никто так и не узнал. Мальчика звали Агач, а девочку – Кош.

Ликовали, радовались злые ханы, видя, какие страдания и лишения принесли их проклятия доброму Теке. И когда в живых остались сам хан Теке и двое малолетних детей Агач и Кош, совет злых ханов решил покончить и с ними. Речь самого свирепого хана о том, что доброты больше в горах Алтая нет, должна была убить Теке, Агача и Кош. Слуги злых ханов подошли к юрте Теке и приказали посадить ему на плечи детей. Теке выполнил их приказание. Дети крепко обняли ручонками шею Теке. А руки его и ноги ханские слуги связали цепями, завели его на самую высокую скалу и там приковали.

Внизу, под скалой, на большой поляне горели костры, в огромных котлах булькали туши бунов (сибирских козерогов), готовился победный пир над Теке. Осталось только произнести убийственную речь. Ровно в полночь, когда звезды на небе сияли очень ярко, а измученные Теке, Агач и Кош перестали видеть своих убийц, самый свирепый и богатый хан начал речь: «С сегодняшней ночи, как только погаснет над горами последняя звезда, навсегда…». В этот миг над горами раздался страшный гром, тысячи молний осветили небо. Молнии дробили громадные скалы на мелкие осколки. Грохот камней, крики людей, рев скота – все перемешалось в жуткое месиво. Целой и невредимой осталась только скала с прикованным к ней Теке. Она даже поднялась еще выше, почти до самых звезд. Гром, молния и ливень затихли только к первому рассветному лучу солнца. Яркое солнце высветило обновленную долину с навсегда похороненным злом. Но и добро от гибели было на расстоянии одного шага. Вершина скалы, на которой стоял Теке с детьми, была так мала, что сделай он одно неосторожное движение, и все погибли бы.

Тогда Теке, с трудом удерживая равновесие, осторожно поднял вверх руки, покрепче прижал к себе детей, а ногами стал потихоньку скрести верхушку скалы, на которой стоял. Струей потек вниз раздробленный гранит из под ног могучего Теке. Дети плакали от страха. Их слезы перемешались с осколками гранита, а когда эта смесь долетала до земли, то застывала, скручивалась в очередной валик из камня. Валик накладывался один на другой, получалась каменная лестница. По мере того, как скреб ногами скалу Теке, лестница поднималась к нему все ближе. Когда же последний валик коснулся ног Теке, силы покинули его. Но он успел поставить на лестницу Агача и Кош. Это движение стоило ему жизни. Он упал со скалы в долину. А дети благополучно спустились по лестнице вниз. И только успели отойти – каменная лестница упала, образовав каменную изгородь. Имена Кош и Агача остались в названии села Кош-Агач, недалеко от него находится и урочище Туу-Теке. В его названии остались имена доброго Теке и его любимого коня Tуу.

Каменная изгородь в Кош-Агачском районе действительно есть. Уникальную загадку ее происхождения ученые не решили до сих пор. Длина ее около двухсот пятидесяти метров, ширина около шестидесяти сантиметров. Нижняя часть до двадцати сантиметров засыпана щебнем, землей. Стоит это чудо археологии у подножия высокой скалы, одним концом упирается в каменную россыпь скалы, другим выходит к обрыву речки. Возраст примерно от тринадцати до… двадцати тысяч лет!

Легенды про богатырей и топшуре

Давным-давно жили на Алтае два богатыря, на двух высоких горах. За быстрой и бурливой рекой, которая протекала у подножья гор, на которых жили богатыри, виднелась красивая гора. Известно, что сначала они жили дружно, пока не появилась зависть. Они видели, что гора за рекой лучше их гор, и каждый из них хотел видеть ее своей. Спор за владение горой богатыри согласились решить мирным путем. Условие их было таково: «Кто первый нарушит молчание или отвлекается, тот и лишается права на гору».

Они решили построить мост через реку, чтобы можно было пройти к той горе. Богатыри на этом согласились и начали строить мост. Строят и молчат. Не отвлекаясь от работы. Но однажды, когда утреннее солнце брызнуло своими лучами на землю, богатыри услышали необыкновенное явление. Из густых зарослей, под бряцание странного инструмента, доносилось дивное пение. Это поразило богатырей, и один из них позабыл об условии. Он кинулся туда, откуда раздавались звуки. На скале он увидел женщину, которая ударила по камню инструментом и исчезла. На камне остался лишь отпечаток, по которому алтайцы сделали музыкальный инструмент – топшур.

Так проиграл один из богатырей красивую гору, но зато у алтайского народа появился прекрасный музыкальный инструмент.

Китайская царевна

Недалеко от устья реки Тытыгема, что находится в Кош-Агачском районе, лежат три огромных камня. Как они попали в Чуйскую степь – загадка. Ее разгадка таится в одной из легенд.

В давние времена, когда вовсю шла бойкая торговля казахов и калмыков с Китаем, один из калмыцких зайсанов, часто посещающий Китай, влюбился в китайскую царевну. Да и царевна не прочь была взглянуть лишний раз на красавца зайсана. Прошло время, и они поженились. Калмыцкий зайсан увез китайскую царевну далеко от ее Родины, в долину реки Урсул.

Но тоска по покинутой Родине не давала царевне покоя. Часто уговаривала она своего мужа-зайсана вернуться в Китай. Родственники калмыцкого зайсана не отпускали его со своей женой на чужбину. И вот семейные неприятности заставили царевну тайно бежать на родину в Китай. Узнав о побеге любимой жены, зайсан организовал погоню. Однако погоня немного запоздала.

Застигнутая в Курайской степи снежным бураном, царевна замерзла вместе со служанкой. Преследующий их зайсан отыскал замерзшие тела и торжественно похоронил на месте их гибели. Чтобы никто не мог похитить сокровища царевны, с которыми он ее похоронил, он приказал положить на могилу огромный камень. Камни были положены так же на могилу служанки и могилу лошадей, которые, по поверью, должны были быть похоронены со своими хозяевами.

Китайцы, узнав о том, что их царевна похоронена на чужой земле, отыскали могилы. Они сдвинули камни, вырыли тела царевны и ее служанки и перенесли их в Китай. Так же оказались в Китае и сокровища царевны. Так говорит об этом легенда.

Все легенды Алтая
В тему
  • Петроглифы Алтая

    Член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств рассказывает о том, что Алтай – колыбель многих древних народов Центральной Азии

  • Горно-Алтайский бальзам

    Лучший тонизирующий напиток делают из ценных лекарственных растений, произрастающих в Горном Алтае

Отзывы и комментарии

Пока комментариев нет, ваш будет первым!