Альманах объединяет любовью к Алтаю!

Алтайские легенды о древних курганах

На Алтае археологами найдено и раскопано немало древних курганов, откуда в горной местности они появились?

Легенда о Пазырыкских курганах

Слава пяти Пазырыкских курганов облетела многие страны. То, что в них обнаружили известные археологи М.П. Грязнов и С.И. Руденко в 1929 году, стоит рядом с самыми прославленными шедеврами знаменитого Эрмитажа. Там были найдены экземпляры роскошной одежды, обуви, ткани, ковры тонкой работы, различная посуда, столики на тонких резных ножках. Эти курганы являлись погребениями именной знати эпохи ранних кочевников (представьте только: примерно III - V вв. до нашей эры). Раскопки рассказали о том, что главным занятием тогда было скотоводство, а подсобным – охота. В курганах обнаружены уникальной ценности предметы: единственный в мире древнейший ворсовый ковер, древнейшие, пышно украшенные седла, золотые боевые доспехи, трехметровой высоты колесница для четверки упряжных лошадей и многое другое.

Пазырыкские курганы на карте

Пазырыкские курганы на карте.

Но самый любопытный и значительный факт такой. В то время у персов, греков и других народов с развитой культурой седел не было. Отсюда следует полагать, что Горный Алтай входил в ту область зоны Центральной Азии, где возникла первая войлочная юрта, раньше, чем где-либо на Земле, одомашнена лошадь и первые седла возникли здесь же! Уже по этим пяти курганам можно смело судить о жизни и культуре кочевников Алтая, их широких связях с народами Передней и Средней Азии и Китая. Кроме того, в этих курганах найдены еще музыкальные инструменты: многострунная арфа, тамбурин (по виду напоминает бубен), великолепные изделия изобразительного искусства.

Уникальные находки сохранились в вечной мерзлоте, образовавшейся в ледниковую эпоху. Коллекция Пазарыкских курганов занимает пять больших залов Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Разумеется, такой богатейший материал уникальной ценности стал источником многочисленных легенд о сокровищах. Одна из них перед вами…

Жил в древности на Алтае богатырь Улаган. Не было работы, какая бы стала ему не по силам. Если он на охоте, то без добычи не вернется. Если рыбу ловит, то всем стойбищем шли помогать нести улов. Любили Улагана люди. Да и было за что. Но с какой-то поры подмечать стали: будто два Улагана стало. Увидят утром одного: сидит на реке, рыбу ловит, а пойдут на гору - в то же самое время по лесу такой же "второй" Улаган бродит с луком и стрелами. Затревожились люди. Уже и от его бескорыстной помощи отказываться стали. Хотя худого вроде ничего и не случалось. Стали, правда, подальше юрту его обходить. И дичи в лесу было по-прежнему вдоволь, и рыбы в реках, озерах сколько хочешь лови.

Вот разве что, ни с того, ни с сего, в ровной долине пять холмов выросли один за другим. Сначала холмы травой заросли, потом березами, осинами. Им и сам Улаган удивлялся, ходил, смотрел – да тоже ничего не понял. Причем, ходил часто, все пытался понять: что за чудо, откуда взялось? Вот люди и решили: замешан Улаган в нечистом деле. А когда курганы еще и камнями покрылись - беда пришла. Дошла весть, что совет старцев всего Алтая решил передать жертвенному мечу все стойбище. Такой жестокой каре тогда предавались те, кто совершал кражу. А Белая Стрела, пущенная в небо самым мудрым старцем Пазарыком, упала рядом со стойбищем, указывая на пять курганов. Так искали похищенное сокровище вожди пяти самых богатых племен Алтая.

«Ты украл сокровище в чужих землях и прячешь их в пяти холмах» – сказали Улагану люди. Молча выслушал эти слова Улаган. Настал час жертвоприношения мечу Пазарыка. Пазарык сказал: «Мою руку с мечом в много пудов поднимает Справедливость. Меч падет на шею того, кто повинен». Все жители стойбища по очереди подставили головы под меч Пазарыка, меч не опустился. Настала очередь Улагана. Он спокойно опустился на колени. Меч в руке старца начал медленно опускаться вниз. Люди замерли, ожидая мести. И вдруг меч выскользнул из рук старца и упал перед коленями Улагана на землю. Старец повернулся к пяти вождям, приехавшим взять свои сокровища, и сказал: «Улаган не виновен. Вором ваших сокровищ был злой дух Алып, принимавший облик честного Улагана. Тот, перед коленями которого падет меч Пазарыка, после моей смерти будет владеть мечом Справедливости. Идите к курганам и возьмите свои сокровища».

С тех пор справедливость в той долине навеки, а вожди пяти племен разнесли по свету добрую славу о справедливом старце Пазарыке.

Древние курганы Алтая

Вы уже читали легенду о сокровищах Пазырыкских курганов. Однако не только сокровищами славятся курганы. Странные явления иногда происходят на раскопках курганов. У раскопанных курганов иногда останавливается лошадь, и как седок не понукает ее, она стоит на месте, а потом сама пойдет дальше. Ощущение такое, как будто кто-то тебе мешает. Здесь бывают и видения. Поздние путники видят высокую женщину. Она, очевидно, является хранительницей этих курганов. Ее голос явно слышат путники: «Ограбили! Сломали! Зачем Вам это?».

В другой раз путники видят, как из-под земли выходит рыжеволосая женщина, покрытая с ног до головы одеянием, и плавно зависает над разрушенным курганом. Потом вихрем закружится, и разольется горькое рыдание. Осветит она дивным светом раскопанные курганы, словно старается оживить предков из небытия. Вернуть ту ушедшую эпоху. Все это духи предков мешают дальнейшему разграблению своих могил.

О происхождении курганов

В окрестностях села Ая есть несколько курганов и курганных могильников. Откуда они здесь появились, никто не знает. И вот, чтобы объяснить происхождение некоторых курганов, появилась эта легенда.

На Алтае когда-то жили люди, которых называли «чудаками», «чудью». В хвойных (черневых) лесах той поры будто бы не было берез. А когда вдруг появились эти белоствольные красавицы, то мудрецы из чуди решили, что якобы следом за белой березой придут белые люди, подданные Белого царя, и жить станет очень плохо. Тогда они выкопали глубокие ямы, загнали туда скот и зарылись сами. А когда пришли белые люди, то «чудаки» подрубили столбы, на которых держалась кровля, завалили и себя, и скотину. От того-то под насыпями курганов находят кости людей, животных, оружие и разную домашнюю утварь.

Конечно, белые берёзы никакого отношения к курганам не имеют, но откуда же они появились? Ну, об этом будет другая легенда.

Гибельная переправа Кур-Кечу

Существует легенда о том, что когда-то один из алтайских предводителей шел на войну с иноземными захватчиками и, чтобы переправиться через Катунь, велел пробить в береговых утесах отверстия и укрепить в них канаты из кожаных ремней, а за канаты зацепить повода плота.

Затем, желая знать, сколько воинов погибнет на поле боя и сколько вернется домой, он приказал, чтобы перед переправой каждый воин положил на берег один камень, а по возвращению сбросил его в воду Катуни. Так и было сделано. Число не сброшенных камней оказалось весьма значительным. Место этой переправы и было названо Кур-Кечу (Гибельная переправа).

Кур-Кечу – один из самых интереснейших бомов тракта. Здесь можно увидеть песочные пирамиды. Здесь скалы и песчаные утесы нависают прямо над головой.

Местность Кур-Кечу на карте

Местность Кур-Кечу на карте.

Все легенды Алтая
В тему
  • Петроглифы Алтая

    Член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств рассказывает о том, что Алтай – колыбель многих древних народов Центральной Азии

  • Горно-Алтайский бальзам

    Лучший тонизирующий напиток делают из ценных лекарственных растений, произрастающих в Горном Алтае

Отзывы и комментарии

Бурго2013.07.06

Откуда …это… накопали – типа легенды типа алтайские?

Вячеслав2013.07.06

Легенды являются важным местным устным народным творчеством. К сожалению, со временем они переплетаются с культурой других регионов и многие начинают все путать.