Альманах объединяет любовью к Алтаю!

Алтайские легенды о разном

В добрых древних алтайских мифах добро всегда побеждает зло.

Как на Алтае сказители появились

Давным-давно это было. Один охотник в тайге промышлял, диких коз подкарауливал. В то время, когда он диких коз подстерегал, в далекой тайге сильный треск раздался: трещали деревья и камни. Услышав это, охотник, не боявшийся ничего до сего времени, испугался. Сам про себя подумал: «Уж не хозяева ли гор, водки напившись, камнями, деревьями швыряются». Потом, когда взглянул, увидел: с огромными рогами два быка идут. Рогами деревья ломают, копытами землю разрывают, быстро приближаются. Еще пуще прежнего охотник испугался: таких огромных быков он в своей жизни ни разу не встречал.

Быки по горам шли и, землю свою вспоминая, песню, мыча, пели. В сердце охотнику эта песня запала, охотник эту песню долго слушал. Потом сделал из ведра комыс (музыкальный инструмент), вырвал из хвоста коня волос и натянул на комыс. На комысе потом играл, ту песню пел. Он песню тех быков хорошо запомнил. Приходя с охоты домой, он на том комысе играл и пел.

Великим сказителем, потом говорят, этот охотник стал. Когда он играл, звезды к земле приближались, месяц к земле приникал, бушующий ветер затихал. Звери и птицы из тайги выходили. Старики плакали. Много учеников воспитал тот охотник за свою долгую жизнь. Искусству игры на комысе да пению учил. До сих пор Алтай сказителями славится.

О Белой вере

С Алтаем связана еще одна из многих легенд. В начале 20 века алтайцы ждали прихода своего спасителя Ойрот-Хана. Предвестником этого события должно было стать разрушение одной из двух вершин Белухи.

Однажды в одном из урочищ, в районе горы Белуха, девочка Чугур пасла овец. В один из дней девочка встретила всадника в белом одеянии. Девочка подумала, что это и есть хан Ойрот, приход которого так долго все ждали. Дома Чугур рассказала родителям о встрече. Весть о Белом всаднике быстро разнеслась по кочевьям. Гонцы приглашали собраться всех в долине Теренг, где девочка встретила всадника. Здесь, у подножья горы Кырлык они должны были сделать поклонение Белому Бурхану – всаднику. Так на Алтае возникла новая религия – Белая вера.

Об алтайском алфавите

Когда-то у алтайцев не было алфавита. И вот, в один прекрасный момент, алтайский Кам решил создать алфавит для своего народа. Он взял сырой листок бересты и нацарапал на нем алфавит. Любуясь своим изобретением, Кам повесил листок сушить. Берестяной листок легко покачивался на ветерке. Кам размышлял: «Наконец и у моего народа будет свой алфавит и своя письменность». Довольный этим, Кам зашел в юрту. Рядом с юртой паслась корова. Ей подвернулся листок бересты с нацарапанным алфавитом Кама, и вместе с травой она съела и его. Когда вышел Кам из юрты, то увидел, как корова доедает алфавит. Вспомнить его он уже не смог, чтобы написать заново. С тех пор алтайский народ стал пользоваться русским алфавитом, но только добавились к нему те буквы, которые остались от не съеденного берестяного листка с алфавитом Кама.

Как появилось летоисчисление

На земле, по легенде, много лет назад, когда еще Бог не создал человека – все живое не знало времени. Звери не знали ни года, ни месяца и, тем более, дней. Однажды звери решили устроить собрание и установить года, месяца и дни. Дело не простое, решить его должен самый сильный, самый большой среди них. Словом, дело за медведем.

Медведь, кряхтя, поднялся, оперся о посох и произнес: «Я думаю так: сто лет считать одним годом, в году сто месяцев будет, а в месяце – сто дней». Медведь закончил свою речь и все задумались. Но вот из кучи зверей выбралась ласка – самый маленький зверек. Она заговорила: «Так дело не пойдет. Уж слишком длинным будет год. Ведь ни один зверь не сможет прожить и ста лет». Ласка предложила сделать в году двенадцать месяцев, в месяце тридцать дней. Тут все звери согласились с мудрым решением ласки. Так и поныне считают года, месяца и дни, которые предложила в те далекие времена ласка.

О самоцветах

На Алтае раньше не было самоцветов (драгоценных камней). Появились они намного позднее. Одна из многочисленных легенд объясняет, как они появились на Алтае.

Давным-давно владыка Нижнего мира Эрлик сотворил морское чудовище. В то время большая часть Алтая морем была. Это чудовище имело длинный язык, которым оно неожиданно хватало людей и затем пожирало. Небесный богатырь Тюрун решил помочь людям. Он спустился с небес и стал под новым именем Тямаа жить на Земле. Как-то раз он вышел на берег моря, и, когда чудище схватило его, богатырь попытался вытянуть того на берег. От усилий богатыря берег начал опускаться. Чтобы не потопить сушу, богатырь выпил море и вытащил чудовище. После этого Тямаа высоко поднял чудище и разбил его о камни. Кровь и внутренности разлетелись в разные стороны и обратились в самоцветы.

Почему на Алтае шаманов мало

Джунгарский хан Голден ненавидел шаманов. И вот однажды выпустил такой указ: «Кто шаманит, пусть в Улалу приедет. В Улалу приедет, свой бубен привезет, шубу шаманскую свою. Хан на это хочет посмотреть». Объявил, чтобы весь народ собрался. Хан построил аил со ста семьюдесятью углами и кошару. Заколол сто семьдесят семь лошадей, много масла, араки и всякой другой еды приготовил. Два отряда солдат привел, аил окружил. Сто семьдесят шаманов приехало со всего Алтая по указу Голдена. Со всех родов, от пятидесяти лет до глубокой старости. Самым сильным был шаман с девятью бубнами, на втором месте – с семью бубнами. Не было шаманов только с Улагана и Кош-Агача.

Голден всех шаманов за собак считал: «Разве они люди? Их можно сжечь. Пусть я не один на это буду смотреть, пусть все войско, все зайсаны и другие пусть это видят». Загнали всех шаманов в аил из ста семидесяти углов. И так сказал им Голден: «Если среди вас есть человек, который может превращаться или людей обманывать, то этот человек живым останется. Мы аил сожжем, а кто выбежит, расстреляем и голову отрубим». Войско, которое тут стояло, аил подожгло. Все внутри аила быстро сгорело, огонь ничего не щадит.

Смотрят люди – в аиле вокруг очага один шаман камлает. Еще раньше гусь из аила вылетел. Люди видели это. Семь дней и ночей горел аил. Живым остался Тоолок с Онгудая. Он подошел к Голдену и сказал: «Весь народ свой ты сгубил, шаманов своих ты проклял. На твою Родину придет беда. Алтайцы не простят тебе этого». Хан испугался шамана: «Я вам все дам, – только не шлите беду на мою Родину, нас не губите».

Тут камень шевельнулся в огне. Второй шаман встал, подошел к Голдену проклятье на него навел. Тут третий шаман – гусем с неба спустился: «Не будет скоро твоего ханства, не простит тебе этого народ». Вскорости джунгарское государство исчезло, а на Алтае в живых три шамана осталось.

Как Солнце и Луна людей спасали

Давным-давно, рассказывают старые люди, на земле неведомо откуда появилось чудище – семиглавый Дельбегень. С виду был человек, а на плечах семь голов было. Когда одна голова ела, другая пела, третья спала, четвертая смеялась, пятая плакала, шестая зевала, седьмая разговаривала. Потом головы меняли свои занятия, поэтому Дельбегень никогда не спал. Бродил, зло людям делал днем и ночью. Безжалостно он расправлялся с людьми, уничтожал и скотину: овец, коров, лошадей. Видят люди, если не унять Дельбегеня, то всем скоро погибель придет. Обратились люди за помощью к главным небесным светилам – Солнцу и Луне, чтобы уняли они злого Дельбегеня, иначе всему живому на земле конец наступит.

И тогда решили Солнце и Луна взять чудище на небо, убрать его от людей. Для этого кому-то, Солнцу или Луне, на землю нужно спуститься. Луна говорит Солнцу: «Нужно тебе спускаться, ты сильнее, чем я». Согласилось Солнце и стало по небосклону к Земле спускаться. Но едва Солнце к Земле приблизилось, наступила страшная жара. Пересохли реки, озера, высохла трава. Даже скалы от жары стали плавиться. Видит Солнце, что вместо помощи, беды всему живому несет – остановилось. Тогда пришлось Луне на Землю спускаться. Чем ближе Луна спускалась, тем холоднее на Земле становилось. Реки, озера до дна промерзли, птицы на лету застывать стали. Люди в меховой одежде согреться не могли. Поняла Луна, что и она вместо помощи беду людям несет – остановилась. Но делать нечего, надо спасать их как-то от Дельбегеня, так она боком к Земле повернулась.

А в это время Дельбегень по горе разгуливал. Подкатилась Луна к нему и говорит, чтобы он с ней в небо поднимался. Но Дельбегень и не подумал подчиниться. Рассердилась Луна, схватила чудовище, а Дельбегень за куст черемухи вцепился. Изо всех сил Луна дернула его и вместе с кустом черемухи выдернула и утащила на небо. А потом проглотила Дельбегеня вместе с кустом черемухи. До сих пор Дельбегень в Луне сидит. Если в полнолуние внимательно приглядеться к Луне, то можно увидеть на ее светлом лике Дельбегеня, вцепившегося в куст черемухи, а в другой руке секира. Он не успокоится никак. И каждый день от Луны отрубает кусок за куском. Луна совсем в серп потом превращается. Но Луна быстро опять силу набирает и не дает чудовищу на землю спуститься, проглатывает Дельбегеня опять. Так повторяется каждый месяц. Ту войну, что Дельбегень с людьми вел, Луна себе забрала и тем самым людей спасла.

Все легенды Алтая
В тему
  • Петроглифы Алтая

    Член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств рассказывает о том, что Алтай – колыбель многих древних народов Центральной Азии

  • Горно-Алтайский бальзам

    Лучший тонизирующий напиток делают из ценных лекарственных растений, произрастающих в Горном Алтае

Отзывы и комментарии

Алтаец2015.11.13

Ага, щаз! Бред. Хоть подпишите, что это бред, придуманный русскими тургидами.

Вячеслав → Алтаец2015.11.13

На общей странице сборника легенд сведения о его составителе приведены. Но и правда, очень часто тургиды и небылицы выдумывают, и переименовывают местные названия, лишь бы удивительней для туристов был их рассказ.