Альманах объединяет любовью к Алтаю!

Злые духи в Алтайских легендах

Древние предания много рассказывают о людских бедах, которые причиняли злые духи Алтая.

Рассказ про бабку Агапку и Черного пса

Пустынна в своем среднем течении река Песчаная и не селятся там люди по веской причине, говорят, что это не случайно. Было одно поселение в этих местах, мирно да спокойно жили там люди. Свадьбы играли, детей рожали, работали, на охоту ходили да помирали потихоньку, все как положено у людей. Но как-то поселилась в том селе семья, поначалу никто на них особенного внимания и не обратил. Вроде как отец с дочерью, нелюдимые только, ни с кем не общались. Да и то понятно: вдовец да сирота. Мало ли какое горе стряслось, может, лишнее сочувствие им неприятно будет. Знали про них одно: вдовца кличут Абрамыч, и что заядлый он охотник, целыми днями пропадает в лесу. Дочь его красавицу зовут не модным для молодой девушки именем Агапа.

Вот за этой девушкой и стали замечать странности. Как придет эта красавица на вечерку, хоть и стоит в сторонке, никого к себе не подзывает, да все равно за ней какой-нибудь парень провожать увяжется. Все бы ничего, да вскоре после проводин заболевали парни, быстро силы их таяли, лицо покрывалось морщинами, как у стариков, и они умирали. Но и эти странные болезни люди не сразу связали с Агапой. В год она не больше двух-трех раз на вечеринку ходила, все остальное время редко из дома показывалась.

Незаметно годы летят, лет десять, а может, и больше прошло, а Агапа нисколько не меняется. Все так же ее прекрасное лицо, все так же тонка талия, все так же черны, как смоль, ее длинные косы. Все так же ходит она изредка на молодежные гуляния, уходят с ней провожатые, да через некоторое время помирают. Все больше становится на деревенском кладбище могилок молодых парней, которые умерли, как старики. На каждой такой могилке вырастала осинка, и трепетала чуткими нервными листочками на ветру.

Поползли по селу разные слухи, стал народ злобным да боязливым. Мужики пытались Абрамыча подпоить, да всю правду у него выпытать, но никак это не удавалось. Чем больше Абрамыч пил, тем мрачнее становился. На все вопросы твердил только одно: «Не троньте Агапку, люблю ее больше жизни».

Так и решили люди, что вовсе не дочь ему Агапа, а жена. И каким-то образом связалась с силой она нечистой, и та помогает ей оставаться вечно молодой и красивой. Только нужно ей время от времени подпитываться молодой энергией. Вот и забирала она эту энергию у парней своих провожатых. Стали люди из тех мест разъезжаться, а те, кто остались, из дома не выходят, боятся Агапки. Девушка же стала по опустевшим улицам ходить, в окна стучать, парней к себе зазывать. Но никто не хотел идти на собственную погибель. Видят люди: Агапка-то день ото дня все старее становится. Черные волосы сединой покрылись. Белое лицо избороздили глубокие морщины, тело ссохлось и согнулось. Все быстрее она бегает по улицам, рыщет, как собака. Вскоре и вправду обратилась она в огромного черного пса. Теперь не только молодым парням проходу не стало. Последние люди тайно по ночам покинули проклятые места.

Говорят, что оголодавший и обезумевший пес пытался напасть на своего хозяина Абрамыча. Что тот от его страшных челюстей бросился по камням через реку, да поскользнулся, сорвался и утонул. С той поры этот порог Абрамычем зовется. Трудно его пройти, нужна большая сноровка и умение. По берегам тем никто не ходит, хотя дичи там много. Видно, черный пес настигает любого пешего охотника или туриста. Появляется он на берегу и провожает долгим внимательным взглядом проходящих по воде водников.

Поговаривают, что на стоянке в районе порога Абрамыч, во время ночного дежурства, подходит к дежурному старушка и зовет ласково зайти к ней на чаек в землянку. И если турист соглашается пойти попить чайку, то к своему костру он больше не возвращался никогда. Есть и еще одна примета, связанная с бабкой Агапкой. Если кто-то из водников, услышав рассказ о бабке, начинает надсмехаться над ней, высказывает недоверие к «детским сказкам», то обязательно на маршруте случаются с таким незадачливым туристом неприятности.

О Белом Олене

У одного хорошего охотника вырос сын. И стал, как и отец, тоже охотником. Без добычи домой сын никогда не возвращался. Да вот однажды пришел в юрту с пустыми руками. Юноша места себе не находил от стыда и досады, отец хотел сына успокоить. Сказал, что всякая охота бывает удачная и неудачная. Видно, неудачный день, злые духи помешали добрым, а добрые всегда охотникам помогали. Тогда сын рассказал, что в этот раз он весь день гонялся за белым оленем. Олень словно смеялся над молодым охотником. Он то внезапно появлялся перед ним, то исчезал бесследно. Причем всякий раз на расстоянии выстрела. С заходом солнца олень исчез. Отец выслушал сына и строго ему наказал: «Белый Олень – священное животное. Не смей его убивать, иначе беда придет в наш род».

Но на следующий день сын стал вновь преследовать Белого Оленя. Наконец, загнал его на высокую скалу и убил. С того времени род лучшего охотника стал вымирать, в наказание за непослушание сына отцу.

Алмыс – злой дух

Когда едешь в Улаган и спускаешься с перевала, то на левом берегу реки Кубадра видна большая дыра на гравийно-глиняном отвесе. Местные жители называют ее пещерой, и она всегда привлекает наблюдательных путников, идущих или едущих по этой дороге. Однако мало кто бывал в этой пещере – боятся.

Как гласит легенда, давным-давно женился охотник здешних мест на девушке и привел ее в свой аил. Стали они жить. Он, как обычно, уходил на охоту, а жена оставалась дома. Охота у охотника никак ни шла, и он часто возвращался домой с пустыми руками. Но когда приходил домой, на столе для него было мясо, хлеб и молоко. Так было всегда. Это насторожило мужа-охотника. Муж решил проверить свою жену и сказал ей, что уйдет на пару дней в тайгу.

Он вышел из аила, спрятался за дерево и стал наблюдать за женой. Через некоторое время жена вышла к роднику. Тотчас охотник забежал в аил и спрятался под топчаном. И то, что увидел охотник дальше, потрясло его.

Жена пришла с водой и, наполнив казан, поставила его на огонь. Затем, взяв нож, она стала со своего тела срезать мелкие кусочки мяса и бросать их в казан. Эти кусочки превращались в большие куски мяса. Из волос получался хлеб. Все это выглядело, как настоящие продукты. Обо всем увиденном охотник рассказал родителям, и старики ответили, что это Алмыс – злой дух.

После раскрытия тайны жена превратилась в козу и побежала к той самой пещере на отвесе. Там и скрылась. С той поры люди эту пещеру никак не называют, да и заходить в нее боятся.

Хозяйка воды

Дух воды на Алтае не считается однозначно злым или добрым. Он мог устроить наводнение, утопить человека в реке, но он же создал аржаны – источники с целебной водой. Вот что рассказывает о духе воды одна из шорских легенд.

Давным-давно это было. Нынешнего прежде, прежнего после. Один юноша увидел весною, в то время когда вскрывается река, как на льдине девица, сидя, рыжие волосы расчесывала. Понял юноша, что это злая хозяйка воды (половодье много бед наделало в тот год), решил ее убить. Ружье взял, прицелился и выстрелил, сваливая с льдины девицу. Под воду свалясь, та девица с досады закричала: «Когда-нибудь придет время, и я такого, как ты, грубого юношу, утяну хотя бы в мелкую речонку».

Испугался юноша, услышав проклятье хозяйки воды. Долго-долго к воде не подходил. Но однажды юноша позабыл злобу хозяйки воды, на лошади переплавляясь через реку. Когда он переезжал ее, хозяйка воды и затянула его.

Черный альпинист

Однажды одна группа студентов совершала восхождение на одну из вершин гор, каких – не важно. Среди студентов было два парня, которые любили одну девушку. При восхождении один из парней сорвался, повис на краю пропасти, прося помощи у друга. Но последний зло усмехнулся, подумав, что если его друга не будет, то девушка достанется ему одному. Он не помог своему другу. Парень сорвался в пропасть и разбился, оставив на камнях лоскуты своего черного комбинезона. Шло время, и альпинисты покоряли все новые и новые вершины. Но образ погибшего все время преследовал влюбленных. Так при очередном восхождении парень споткнулся и упал. Падая, ему показалось, что умерший друг бросил ему веревку. Парень схватился за нее, но веревка вдруг исчезла. Парень погиб. И теперь черный альпинист, так прозвали первого погибшего за его черный комбинезон, бродит по горам не находя себе покоя. Если кто-то видел в горах бродившего черного альпиниста, его ожидали неприятности в горах. Эта легенда передавалась, изменяясь, из уст в уста. И, может быть, перед вами лежит один из десятков вариантов этой легенды.

О Катуярык (страшной мести)

Вот такая легенда о мстительном духе есть.

Давно когда-то жил один человек в Чулышманском ущелье. Держал он в своем хозяйстве три козы. Какие-то обстоятельства заставили его эти места покинуть. Покидая свое жилище, он произнес заклинание козам, после чего они стали дикими. Козы прыгнули на горный уступ и быстро поднялись по крутым, отвесным скалам вверх, затем исчезли из вида. Хозяин вслед козам произнес: «Быть тому несчастным, кто посмеет моих коз убить».

Однажды на заговоренных коз набрел охотник. Долго он ходил по тайге без удачи. А потому решил немедленно догнать и подстрелить коз. Два дня гонялся он за ними, наконец, подстрелил одну. Когда охотник нес свой трофей в юрту, старики узнали заколдованную козу и сказали ему: «Лучше бы ты эту козу не трогал, жди теперь беды». Но охотник не послушал стариков. Оставил добычу дома и немедля отправился в тайгу за двумя оставшимися козами. Загнал их в ущелье и убил тоже. Было темно, и он решил переночевать у костра. Ночью из темноты охотник услышал голос: «Ты убил моих коз, ты горько раскаешься теперь».

В ту ночь жена охотника разрешилась родами, но сын его родился мертвым. Похоронила она ребенка и, убитая горем, стала мужа ждать. Бросил охотник тех двух коз у костра, побежал к жилищу, а там жена в слезах его к могилке ребенка повела. Но когда они подошли, к их ужасу из могилки выскочил козленок и убежал в лес. А охотник с женой тотчас рассудка лишились.

С тех пор то место и зовется Катуярык, что означает страшное. Люди его всегда стороной обходят.

Урочище Катуярык на карте

Урочище Катуярык на карте.

Все легенды Алтая
В тему

Отзывы и комментарии

Roman2010.03.23

Спасибо. Хороший пост. Мне весьма понравился.