Альманах объединяет любовью к Алтаю!

Интегрированные уроки

Иванова Татьяна Ванифатовна, Лихоузова Раиса Николаевна, учителя сельскохозяйственного труда школы-интерната, раскрывают особенности коррекционно-развивающего обучения на уроках трудового цикла, представляют опыт работы по формированию целостного мировоззрения школьников с нарушением интеллектуального развития посредством использования различных видов интеграции.

У детей с недостатками интеллектуального развития нарушена познавательная деятельность. Основной стержень нарушения - это мышление, которое накладывает свой отпечаток на развитие памяти, речи. Мышление отличается конкретностью, слабостью обобщения, у детей недостаточно развита способность синтезировать отдельные факты полученной информации.

На традиционных уроках, где материал даётся небольшими дозами, учащиеся остаются во власти наглядных единичных образов, не умея понять скрытое за ними общее, существенное. Интегрированные уроки дают ученику знания, которые отражают связанность отдельных частей изучаемого материала в единое целое.

Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса об интегрированных уроках, необходимо остановиться на понятии «интеграция». На сегодняшний день имеется ряд специальных научных работ по педагогике, в которых современные учёные пытаются дать определение феномену педагогическая интеграция: «Понятие «интеграция» означает объединение в целое каких-либо частей и употребляется для характеристики процессов взаимосвязи ранее автономных элементов в те или иные совокупности, отсутствующие ранее, когда не было связей. Нарастание связей ведёт к новой качественной форме интеграции, когда получается хорошо организованное (органическое) множество, образующее целостное единство, которое называется системой и выступает наиболее своевременной формой синтеза объединяемых компонентов» (А.Д. Урсул).

«Интеграция – система органически связанных учебных дисциплин, построенная по аналогии с окружающим миром» (О.Т. Гилязова).

«Интеграция – процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации, представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения» (Н.С. Сердюкова).

Интеграция – процесс, в ходе которого разобщенные знания по одному или нескольким разным учебным предметам объединяются в систему, обладающую свойством целостности. Соединение разобщённых знаний в единое целое для детей с проблемами интеллектуального развития крайне необходимо, если учесть познавательный потенциал учащихся (неумение анализировать, обобщать).

Понятие «интеграция» может принимать несколько значений:

  • Это создание у школьников целостного представления об изучаемом объекте (здесь интеграция рассматривается как цель обучения)
  • Это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция - средство обучения)
  • На основе этого можно сформулировать основные цели интегрированных уроков:
  • Формирование у учащихся мировоззренческих понятий об окружающем мире
  • Формирование целостного представления об изучаемом объекте с видением взаимосвязи учебных дисциплин, участвующих в интеграционном процессе
  • Интеграционные процессы могут быть как внутрипредметные, так и межпредметные, с высокой и слабой степенью интеграции, что существенно влияет на отбор содержания и конкретные технологии учителя.

Примером внутрипредметной интеграции является систематизирование знаний внутри определённой дисциплины – переход разрозненных фактов к их системе. Она направлена на «спрессовывание» материала в крупные блоки. Познание изучаемого материала может осуществляться от частного к общему (целому) или от общего к частному.

В практике применяется метод моделирования через создание обобщающих схем, таблиц, опорных конспектов. Этот метод есть не что иное, как укрупнение дидактической единицы (УДЕ) содержания. Моделируя вместе с учителем, учащиеся учатся выделять главное, существенное, что способствует более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала. УДЕ позволяет охватить целые темы курса сельскохозяйственного труда и помочь учащимся сформировать целостный взгляд на изучаемый объект. Например: зерновые, кормовые и технические культуры составляют единое целое – полевые культуры.

Межпредметная интеграция проявляется в использовании материала одной учебной дисциплины при изучении другой. Осуществлённая на этом уровне систематизация содержания приводит к такому познавательному результату как формирование целостной картины изучаемого объекта в сознании учащихся. Межпредметные связи выступают как условие единства обучения и воспитания и стимулируют учащихся к применению знаний в повседневной жизни.

Интегрированные занятия проводятся разными учителями-предметниками, что требует от учителей умения сотрудничать, корректности оценок, строгого разграничения компетенций. На интегрированном занятии могут присутствовать учащиеся из одного класса, из разных классов (4-6, 7-9 классы и т. д.). Обычно уроки по трудовому обучению сдвоенные, интегрированное занятие можно провести в течение одного часа, но чаще всего используются 2 часа. Практика показала, что хорошие результаты при проведении интегрированных уроков даёт объединение предметов:

  • Сельскохозяйственный труд – социально-бытовая ориентация – математика
  • Сельскохозяйственный труд – столярное дело
  • Сельскохозяйственный труд – столярное дело – математика
  • Сельскохозяйственный труд – швейное дело
  • Естествознание - сельскохозяйственный труд – чтение

Здесь возможен тип интеграции: группировка учебных предметов, объединённых общественно значимой темой.

Интегрированные уроки являются одним из условий организации продуктивного обучения.

  • во–первых, систематизация содержания способствует развитию познавательных процессов, а именно: формированию целостного представления о предмете изучения. Так, в весеннее-осенний период целесообразно интегрировать учебный материал уроков сельскохозяйственного труда и СБО. Интеграция предметов позволяет рассматривать всю технологическую цепочку от посева семян сельскохозяйственной культуры в почву до получения урожая и его переработки. Составлен курс интегрированных уроков (сельскохозяйственный труд – СБО) с 5 по 8 классы.
  • во-вторых, при проведении традиционного урока использование межпредметных связей предусматривает лишь эпизодическое включение материала других предметов. На интегрированном уроке в центре - многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в разных учебных дисциплинах (сельскохозяйственный труд, СБО, столярное дело, швейное дело, естествознание, чтение и т.д.).
  • в-третьих, интегрированный урок позволяет более эффективно использовать рабочее время за счёт исключения дублирования и повторов, углубить изучение материала без дополнительных временных затрат. На интегрированном уроке решаются одновременно дидактические задачи двух и более учебных предметов.
  • в-четвёртых, интегрированные уроки обеспечивают совершенно новый психологический климат в процессе обучения и создают новые условия деятельности учителей и учащихся (ученик 9 класса не просто рассказывает учителю об устройстве кроличьей клетки, а объясняет учащимся 4 класса, как он её изготовил).
  • в-пятых, структура интегрированного урока отличается от обычных уроков следующими особенностями:
    • предельной сжатостью, компактностью и чётким структурированием учебного материала;
    • логической взаимосвязью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;
    • большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке.

Таким образом, интегрированные уроки способствуют:

  • коррекции недостатков и развитию познавательного процесса (обучаемый сравнивает, делает умозаключения, мыслит о данном объекте в разносторонней сфере представлений и понятий)
  • формированию целостного представления об изучаемом материале и рассмотрению его с нескольких сторон, что улучшает качество знаний по сельскохозяйственному труду (учащиеся хорошо усваивают теоретический материал, качественно выполняют практические работы, успешно сдают экзамены)
  • воспитанию положительной мотивации к учению (в интегрированном уроке сложный для детей предмет математика становится более привлекательным, практически значимым для учащихся, т.к. интереснее составлять задачи из собственной практики, чем про пешехода и велосипедиста)
  • формируются простейшие экономические знания (расчёт себестоимости продукции, полученной с пришкольного участка и сравнение с её стоимостью в магазине)
  • интегрированные уроки являются для детей личностно значимыми, так как дают знания, необходимые в жизни. Дети видят ценность изучаемого материала, начинают осознавать необходимость ведения собственного хозяйства после окончания школы, что способствует успешной адаптации выпускников в жизни в обществе.

Литература:

  1. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. – М., 1985.
  2. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2003.- с.216.
  3. Мельников Э.Л., Корожнева Л.А. Интегрированное обучение в начальной школе: теория и практика. Санкт-Петербург: «КАРО», 2003.- с. 9-14.
  4. Пузанов Б.П. (ред.) Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедпгогика). – М.: «Академия», 2001. – 60с.
  5. Фоминых Ю.В. Интегрированный подход к формированию мировоззрения. – М.: «Педагогика», 1993.

Отзывы и комментарии

22.04.2010 / skergeMex

All greetings! (Всех приветствую!)|Successful site!! So to hold!!! (Успешный сайт! Так держать!). Money does not arise from anywhere, but vanishes in anywhere. (Деньги не возникают из ниоткуда, но исчезают в никуда).