Альманах объединяет любовью к Алтаю!

Деревни и села начала XX века

Щеглова Т.К. рассказывает о разрушившей удаленные села миграции крестьян из-за планового укрупнения колхозов и перевода колхозно-кооперативных хозяйств в государственные совхозы.

Устные источники показали, что крестьяне предпринимали значительные усилия, чтобы остаться в стороне от событий Гражданской войны в период превращения своих территорий в места сражений. Наиболее распространенным способом, как показывает контент-анализ устных преданий, являлся побег мужского населения, а то и всей семьи "в горы", "в бор", "в степи". Интересный рассказ записан от А.Г. Загуменной о событиях в с. Лежаново (Алтайский район), когда территория Алтайского района превратилась в поле битвы с остатками белогвардейских армий, базировавшихся в Монголии и совершавших набеги на сопредельные территории Алтая. Самые кровавые воспоминания были связаны с каракорумцами: "Что они только творили! Нам приходилось уезжать всем селом. Запрягут лошадей - и в горы. Коров оставляли. Скрывались 2-3 дня: коровы орут. Резали (каракорумцы), уничтожали. Ну, что хорошо, так они не жгли ничего. Ни один дом не сожгли".

Деревня

Деревня.

Ремесло

Старожилы детально описывают выделку кож, пошив обуви, изготовление керамической посуды, обрисовывают контуры домашних ремесел и промыслов и наполняют их детальной этнокультурной информацией. Примером может служить отрывок из интервью Я.Ф. Серебрянникова, который приводим без сокращений.

"Да я и сам кожи выделывал. Только себе. В первую очередь делаешь раствор жидкий с известкой. Кладешь в кадочку. Полежит кожа в известке недолго, потом ее переворачиваешь. Шерсть полезет. Вытаскиваешь, сбиваешь ее до конца, прополаскиваешь. Шерсть сбиваешь обухом литовки, или каким железом. Затем положишь в чистую воду, чтобы известка вытерлась. Затем начинаешь дубить. Берут кору ивы, легко толкут - и в котел, варят. Потом этим соком заливают. Кожу надо растянуть. Этого мелкого дуба насыпать, завернуть. Положить в кадку и залить этим соком, и лежит около месяца. Потом ее еще раз в этот сок. И получается - продубела кожа: плотная, и не промокает, и не тянется.

Старообрядец

Старообрядец.

А есть сыромять, делают ее из кожи - гужи к хомутам, шлеи шить, узды, ремни. Только это ложат в хлебный квас. Ее выквасишь – она мягкая и прочная. В квасе тоже держат около месяца. Если она не выкисла в хлебу, то будет грубая, а если перекиснет, то будет рваться. Потом кожу подсушивают и мнут. Вот этот тюрик, а здесь штырь. Мнут вот этот тюрик. А здесь этот штырь, его опускают. А потом кожа-то спадывает. Сам-то я сапоги не шил, а сын шил. А сапоги шили из дубленой кожи. На голяшки – тонкая кожа – теленок. А есть две коровы – на одной кожа тонкая, а на другой толстая. Признаки-то крестьяне знали даже по живой скотине. Поросячью кожу тоже делали.

Глиняную посуду бабушка делала, Серебрянникова Аксинья Афанасьевна. Она всех и научила. У нас много кто делал кринки. Одна даже людям делала... Глина есть разная... есть мягкая, жидкая, а есть сухая. На корчаги. На посуду идет слабая глина. Ее делают тоже с песочком и мешают. У нас мама ногами ее топтала в посудине. Когда намнут эту глину, она тугая, как тесто на пельмени. Такой круг деревянный. Эту глину раскатывают, как каральки, и расшлепывают на полоски. А на донышко эту глину, полоску. Обвела кругом. Прилепила клин к клинышку, и все. Потом разбивают. Еще так второй раз, третий, четвертый. Все слепила, разгладила и мокрой тряпкой обгладила. А потом – сушить на полати. Высушат и делают какой-то раствор, и эту корчагу сажают в печку. А потом опять обваривают в каком-то растворе".

Старообрядец поморского согласия Роман Худяков

Старообрядец поморского согласия Роман Худяков, 1895 г.р., с. Куяча Алтайского р-на. Фото 1994 г.

Благодаря хорошему знанию окрестностей и индивидуальному хозяйствованию крестьяне даже в горах добивались хороших урожаев. Об одном из таких сел в горах (Филелеевом Логе) рассказал Д.Н. Агапов из с. Алтайское. Село Филелеев Лог образовалось выселением 7 дворов из Куягана Алтайского района – Воронковых, Чертеров, Агаповых, Грачевых, Тарабиных, Самоделкиных и Логанкиных из Каменки: "Там было 10 избушек, и они вразброс стояли, по берегу. Там родник, там родник, а потом сливались, и образовывалась речка. Она шла по Кисличному Логу и сливалась с Каменкой. Места широкие, обширные. Лог находился как бы в чаще между горами. Туда гора, туда гора, туда гора, от Лежаново 6 км. Их соединяли две горы и перевал: нужно пройти поперек – спускаешься в лог Пихтовый, поднимаешься в гору Листвянка и Лежаново. Хлеба были в Филелеево богатые, руки были золотые у людей".

Села

Крестовый дом на подклете, построенный крестьяниным Громоздиным в начале XX века

Крестовый дом на подклете, построенный крестьяниным Громоздиным в начале XX века
(с. Алтайское, ул. Советская, д. 294). Фото 1994 г.

Второй процесс в развитии сети населенных пунктов в 1930-е гг. был связан с селообразованием. Социалистическая модернизация привела к созданию новых типов населенных пунктов в сельской местности с целью развития, как сельскохозяйственного производства, так и промышленности (специализированные поселения). Образование сельскохозяйственных поселений было связано с колхозно-совхозным строительством. В основе этого процесса лежала инициатива уже не крестьян-единоличников или сельских обществ, а власти. Только на территории Алтайского района в эти годы появились населенные пункты Надеждинка, Прожектор, Светлый (2-й), Теплый, Советский Самолет, Озерный, Луговской, Новопольский. Часть из них образовалась на базе созданных в 1920-е гг. коммун.

Примером является Прожектор Алтайского района (исчез в 1960-е гг.). В 1920-е гг. в 6 км от Куягана на р. Песчаной была создана коммуна "Единый труд", которая в период коллективизации стала колхозом, а затем совхозом "Прожектор". "Прожектор" являлся типичным советским производственным поселком – центром коллективного сельскохозяйственного производства с жилой, производственной и культурно-бытовой базой. В нем было около 20 дворов, две улицы по одну сторону р. Громотушки. Характерной чертой развития поселенческой инфраструктуры колхоза было использование для строительства домов раскулаченных крестьян из соседних малодворных поселений. Так, в Прожектор из раскулаченного и исчезнувшего Барашка перевезли и поставили двухэтажный дом, дома возили также из разъезжавшихся окрестных переселенческих сел Гремишки и Громотушки. Первыми домами были срубные пятистенные, два круглых крестовых дома, а также однокамерные избы – "стопочки". В эти же годы была создана производственная база Прожектора – построены животноводческая ферма, рига, ток, перед войной открыты школа и фельдшерско-акушерский пункт (ФАП).

Село Куяча Алтайского района

Село Куяча Алтайского района. Фото 1994 г.

Многие советские населенные пункты создавались на месте бывших заимок, хуторов или выселков. Старожилы Надеждинки Алтайского района (исчезла в 1960-е гг.) вспоминают, что "Надеждинка образовалась в 1932 г., а назвали так потому, что там раньше жила Надежда (когда единолично жили), по ее имени и назвали" (А.И. Захаров, с. Сараса, Алтайский район). Внешний застроечный рисунок и планировка советских сел сильно отличались от структуры крестьянских поселений. В Надеждинке было более 50 домов: "У нас было два барака, там было квартир по 10. Тогда ничего не было, одна деревянная койка и дерюжка" (А.И. Казанцев, с. Алтайское), а также пятистенные дома по два входа на двух хозяев. На месте заимки в 15-18 км от Куячи вырос поселок Куяченок, ставший в советское время крупным совхозом. Его внешний вид также сильно изменился. В целом в советских селах, в отличие от крестьянских, уплотнялась застройка, уменьшалось крестьянское подворье, формировались административные площади, на окраинах строился производственный сектор. В частности, для застройки Куячонка характерно плотное расположение дворов, малые усадьбы, многоквартирные дома. Сами жители вспоминают: "Куячонок – небольшой поселок. Домов мало, но народу больше (чем в деревнях). Тесно жили, очень тесно. В одном двору по 4 семьи" (А.Д. и М.И. Гурашкины, с. Куяган).

Бывшая контора "Заготзерно"

Бывшая контора "Заготзерно" в с. Алтайское, Алтайского р-на. Фото 1993 г.

Например, в ходе колхозно-совхозного строительства на территории колхоза "Пролетарский" Алтайского района с центральной усадьбой в Пролетарке были открыты отделения в старинных селах Басаргино, Черемшанка и созданы новые поселения: в 25 км от Пролетарки – Надеждинка, в 18 км – Теплое, в 15 км – Светлое. Такой принцип формирования жилой сети в принципе был понятен крестьянам. В советских преобразованиях, как показывают интерпретации очевидцев, можно наблюдать некоторое организационное сходство между колхозной и общинной организацией поселковой сети.

В селах Куяган (Алтайского района) и Смоленское были открыты пункты Бийского отделения "Скотоимпорта" (Бийская контора) по обслуживанию советско-монгольской торговли. В этих селах создавались ветеринарные и трактовые пункты, а в Смоленском существовала сенобаза. Другие пункты создавались в открытом поле на перегонах, в местах, обеспеченных водой и сеном. Так, на территории Смоленского района по дороге Белокуриха – Бийск, недалеко от с. Точильное, в начале 1930-х гг. появился поселок Скотоимпорт. Он был создан как перевалочный пункт на пути скота из Монголии на Бийский мясокомбинат. Бывшая жительница Е.Я. Кабакова вспоминала, что "скот гнали то монголы, то алтайцы, то цыгане. Рабочие, обслуживающие перегоняемый скот, жили в нем (пос. Скотоимпорт) постоянно. Когда загоны пустовали, рабочие заготавливали корм, занимались огородничеством, подворным животноводством. Поселок был небольшой: около пяти жилых и пяти скотных дворов, и просуществовал до 1990-х годов". Сама организация "Скотоимпорт" была ликвидирована в 1994 г., его поселки исчезли раньше.

Сохранившееся здание волостного правления

Сохранившееся здание волостного правления в с. Куяган Алтайского р-она. Фото 1994 г.

Новые поселения на территории Алтайского края создала другая общесоюзная организация – "Заготскот" , которая, в отличие от "Скотоимпорта", обслуживавшего внешнюю торговлю, занималась закупкой скота российских производителей. Эта дифференциация влияла на взаимоотношения населения разных населенных пунктов с разной формой хозяйствования (колхоз-совхоз). Эмпирический опыт колхозников отражает обиду на совхозы: "Совхоз был на Большой Заимке, Маркитанке и Белом. Грань между колхозом и совхозом шла по пасеке. Че-нибудь купить – совхозу везут и машины и плуги, а колхозу – ничего. У нас даже косилок не было. Колхозы считали за ерунду. Издевались. Сразу на Маркитанке (совхоз) поставили 2 двора скотских и на Заимке (совхоз) – 2 двора. Там работают на деньги, а здесь – бесплатно" (Я.Ф. Серебрянников).

Среди преимуществ жизни в совхозах колхозники выделяют самые значимые для них материальные выгоды – гарантированную плату и предоставление жилья. На совхозных усадьбах за счет государственного финансирования проводилось благоустройство. Так, в Куячонке после создания совхоза бывшим колхозникам стали предоставлять жилье: "Сначала жили по 3-4 семьи в доме. А потом, в 50-е годы, стали строить дома, и нам один дом построили. Только и жить бы. Это власть все сделала – разогнали все деревни. Люди так бы и жили". Массовый перевод колхозов в совхозы сопровождался улучшением материального положения сельского населения и вызвал формирование миграционных настроений, сначала из колхоза в совхоз, а затем из села в город. Многие колхозники старались переехать из колхозов в совхозы: "Уехали из Куягана в Куячонок, потому что в Куягане колхоз был, жили плохо. А в Куячонке совхоз был, деньги давали и хлеб пекли, пекарня была, а у нас денег не было" (А.Д. и М.И. Гурашкины). В Куячонок, по словам Я.Ф. Серебрянникова, стали уезжать и из соседней Куячи: "Когда был совхоз (в Куячонке), так туда все лезли, в Куячонок.

Деревенские дороги

Деревенские дороги.

Многие даже бежали в совхоз. Паспорта выдали только недавно, а так не было ни в совхозе, ни в колхозе. А если куда ехать, выдавали документы из сельского совета". П.Н. Гурова (Зональный район) так характеризует обозначившееся в крестьянской среде стремление переехать из колхозов в совхозы: "Мои родители из Буланихи сюда приехали (пос. Восход). Потому что здесь совхоз, отделение образовалось, и здесь совхоз. А там колхоз. И вот сюда, в совхоз, родители приехали, а дома побросали, А здесь землянку на горочке выкопали. Там (в колхозе) все как-то отбирали, а здесь деньги. И вроде совхоз как деньги давал. За деньгами побежали сюда...".

Техническую и социально-бытовую базу колхозов, государство решило сэкономить на содержании малых сел. Это было сделано в ходе очередной кампании – ликвидации неперспективных сел, сселения жителей малых сел на центральные усадьбы. Только в Алтайском районе были ликвидированы Большая Заимка, Куячонок, Маркитантка, Надеждинка, Теплое, Светлое, Лежаново, Верх-Каянча, Нижняя Устюба, Тавдушка, Тавда, Бирюкса, Луговской, Верх-Устюба, Мещанка, Прямая Сосновка, Верх-Баранча, Прожектор и др. Большинство из них прошли традиционный путь: колхоз – совхоз (его ферма) – неперспективное село. Их сначала огосударствили, а потом сократили.

Этот путь прошла исчезнувшая Дресвянка, где, по рассказу респондента, был колхоз "Стахановец". В колхозном хозяйстве "имели дойный гурт, держали молодняк, были кони, плуги (на лошадях пахали и боронили). Как старики жили до 1949 г. Хлеб сеяли. Хлеб сдавали в Куяган и молоко в Куяган – на сырзавод... В колхозе были трудодни до 1957 года. Пока мы не перешли на совхозную жизнь. В 1957 году объединили "Стаханов" (Дресвянка), "Победа" и "Киров" (Куяган). Из них стал единый совхоз. До 1965 года школа прикрылась. У меня тоже были дети, и я поехал в Куяган... Вся причина в объединении. Стали объединять: в Куягане – радио, свет, в Дресвянке – не было. Если бы не объединяли, то они бы выжили, расстроились бы" (Н.А. Красилов, с. Куяган). Последняя фраза показывает отсутствие у самих крестьян стремления уехать из села.

Схема сети населенных пунктов Алтайского района (1993 г.)

Схема сети населенных пунктов Алтайского района (1993 г.).
Подчеркнуты названия исчезнувших сел. Составлена автором.

В повторяющихся в интервью формах человеческих взаимодействий реализация политики ликвидации неперспективных сел действительно выглядит логичным продолжением политики укрупнения колхозов и перевода нерентабельных колхозно-кооперативных хозяйств в государственные совхозы. Для информантов они сливаются в единый процесс, завершившийся ликвидацией укрупненных сел. Показательным является отрывок интервью с В.И. Курочкиной, жительницей исчезнувшего в период ликвидации сел населенного пункта Маралье, в котором начало миграции положило первое укрупнение, во время которого "в 1953 году с верхнего края уже уехали Киселевы, Свиридовы, Батурины, Сидоровы, Зиновьевы, Казазаевы. А где-то в 1959-1960 годах село вообще начало рушиться. Кто уехал в Кыркылу, кто в Сарасу. Все там закрыли, школу закрыли. У всех дети, внуки – учить надо. Сначала слили и две Сосновки (Прямую и Косую), а потом с Маральим, потом с Сарасой, Белым. Досливали – что все разъехались. Началось все разваливаться. И поехали..." (В.И. Курочкина).

Деревня и крестьянство Алтайского края в ХХ веке

Щеглова Т.К. Деревня и крестьянство Алтайского края в ХХ веке. Устная история.

Источник

Щеглова Т.К. Деревня и крестьянство Алтайского края в ХХ веке. Устная история: монография.– Барнаул: БГПУ, 2008.– 528с.: ил.

В тему

Отзывы и комментарии

Александр Максимовичь2011.01.31

Если кто меня знает, пусть даст знать на e-mail!

Кошелев Александр Максимовичь, 1946 г., проживал в Мещянки с 1954 по 1958 г., учился в п. Белый интернат.