Альманах объединяет любовью к Алтаю!

Исчезнувшие деревни Алтайского района

История былого возникновения и полного запустения алтайских деревень в работе Сухих Веры Борисовны означает конец крестьянской цивилизации и переход к технозированному обществу, как следующему этапу развития человечества.

Освоение Сибири и Алтая

А в Тавдушке... Какая красота была в Тавдушке. Помню, как мы зимой 73-го ходили на каникулах из Аи в пещеры. Остановились на ночь в Тавдушке. Моя ученица Люда Поликарпова родом из Тавдушки. Мы ночевали в школе, ... кто на печке, кто на полатях, кто на полу среди парт. Вечером рылись в старых классных журналах, нашли даже журнал того класса, в котором училась маленькая Люда Поликарпова. Всю ночь и весь следующий день хлопьями тихо и таинственно валил густой снег. Мы проспали рассвет. Выглянул в окно. В школьном палисаднике на яблонях приютились снегири. В голове роятся отрывки песен, детских стихотворений: «... А снег идет, а снег идет..., вчера в саду, где пели зяблики, сегодня посмотри, как розовые яблоки на ветках снегири...» Это было сказочно красиво. Боже, как давно это было. Боже, как недавно все это было. Я много раз проходил по Тавдушке во все времена года. Через десять лет, с верх-айскими ребятишками ночевали уже в бывшем магазине. Этот единственный, оставшийся от всей деревни дом, служил летом пристанищем для скотников, а зимой одиноко торчал серым пятном среди снежного поля. Недалеко от него печально скрипели остатки чьей-то калитки. Луна, помню, во всю светила..., тихо так, таинственно, вокруг все та же красота, но самой Тавдушки уже не было. Печальная картина.

Из воспоминаний Тиссена Федора Борисовича, бывшего директора Верх-Айской неполной средней школы. Около бывшей деревни Тавды в настоящее время развивается туркомплекс «Бирюзовая Катунь» (прим. ред.)

Знакомство русских с Сибирью, с землями, лежащими за Уралом, как говорили в старину «За Камнем», уходит в далекое прошлое. Однако интенсивное освоение русским народом этого обширного края началось лишь с последних десятилетий XVI века. Падение Сибирского ханства открыло широкую дорогу для колонизации земель за Уралом. На юге Сибири господствовали джунгарские феодалы. Стремление сохранить возможность беспрепятственного сбора дани с местных алтайских племен приводило к столкновению джунгарских феодалов с русскими колонистами.

В течении XVII века сфера русского влияния в верхнем Приобье значительно расширилась. Для алтайцев джунгары являлись угнетателями. Рядовые телеуты, в большинстве своем, не хотели вражды с русскими, особенно с крестьянством и добровольно признавали себя подданными России. На Алтай направлялись небольшие русские отряды для сбора ясака с немногочисленных оставшихся в горных долинах алтайцев. В первой четверти XVIII опустевшие местности начинают заселять русские люди. Основываются первые крепости. Одновременно с правительственной колонизацией шло самовольное переселение русских людей. Бежавшие от помещичьей неволи крепостные, работные люди с Урала, уходившие от религиозных преследований старообрядцы пробирались на Алтай и основывали здесь маленькие деревни. Первые данные об образовании деревень в Алтайском районе относятся к концу XVII – началу XVIII вв.

Предположительно в 1716 году была основана Нижняя Каменка. Население увеличивалось отчасти благодаря внешнему притоку и за счет естественного прироста, постепенно растекалось по новой территории, создавало новые деревни, заводило новые пашни. К концу XVIII века территория полностью находилась под контролем русских, исчезла опасность нападения кочевников. Появилась возможность шокового освоения территории. Не из соображений безопасности, а по экономической выгодности.

Система земледелия того времени на Алтае была довольно примитивной. Севооборот не применялся, удобрения не вносились. Чтобы не терять времени и сил на переезды не оставлять надолго пашню без присмотра, крестьянин заводил заимку и если место было удачным, окончательно поселялся там. На месте заимки вырастала новая деревня.

Все категории сельскохозяйственного населения к концу XVIII века были переведены в разряд государственных крестьян. Алтай числился в XIX веке личным имением императора. Лично Николаем I было дано указание собрать сведения о хозяйственном состоянии и жителях вновь созданной Алтайской волости. В 1808 году на этой территории было обнаружено 8 русских поселений, а в 1815 уже 17.

На территории современного Алтайского района в первой половине XIX века образовались следующие поселения: 1802 г. – Старая Белокуриха, 1808 - Верхняя Каменка, 1817 - Россоши, 1820 - Куяча, 1824 - д. Куячинская, д. Устюбинская, 1826 - Большая заимка, 1827 - Куяган, 1829 - д. Верх-Айская, 1830 - д. Тавда.

В 1827 году хлебами было занято 3962 десятины, собрано по 58 пудов зерна в расчете на человека. Кроме того, в каждом хозяйстве было 9 голов крупно рогатого скота, 7 овец, 9 пчелосемей, от которых получено более двух пудов меда на семью. Особенно много было лошадей, до 11, в расчете на домохозяина. В селах волости было 46 мельниц и 28 кузниц. Хотя у крестьян оставались излишки, помехой развития сельского хозяйства оставалось крепостничество.

До отмены крепостного права образовались следующие деревни: 1834 - д. Айская, Булатово, 1842 - Сараса. 8 марта 1861 года царь Александр II подписал указ об освобождении крестьян. Алтайским крестьянам оставляли земли, бывшие у них до 1861 года, но не в собственность, а в пользование. За это они должны были уплачивать ежегодно по 6 рублей с мужской души. Значит, крестьяне не освобождались от феодального гнета, а лишь изменялась его форма. Остатки крепостничества сохранились на Алтае дольше, чем в центре страны. Наделение землей крестьян на Алтае началось только с 1899 года. В 1865 году было разрешено свободное переселение на Алтай крестьянам из других областей страны. Число переселенцев начало быстро расти. В крестьянской среде зародилось расслоение.

В этот период продолжается образование деревень на территории района. В 1873 году был основан Верхний Комар, в 1882 - Баранча, Никольское, Комар, в 1882 - д. Светлый Ключ, 1884 - Верхняя Устюба, 1885 - Бирюкса, 1893 - Большой Каим. Не позднее 1900 года возникли деревни: Барашек, Верх-Баранча, Вересковская, Егорьевская, Кузнецовка, Малая Кыркыла, Николаевка, Нижняя Бирюкса, Осокино, Сормовская, пос. Большая Кыркыла, Баранчушка, Даниловка, Маркитанка, Погорелка, Усть-Утесный, Усть-Кыркыла, Федорвский, Большая Кыркыла.

Одновременно с появлением деревень расширялись площади пашни и покосов. Росло поголовье скота. Наряду с прежними культурами, (рожью, ячменем, овсом, просом), распространялись новые: пшеница, гречиха, табак, хмель. В огородах появились овощи. Разводили кур, коров, гусей, свиней. В области скотоводства новым являлось разведение маралов, широкое распространение получило пчеловодство.

Столыпинская реформа

Вступление России в эпоху империализма несколько ускорило развитие хозяйства. Большое значение для Сибири имело проведение крупнейшей железнодорожной магистрали, протянувшейся от Урала до берегов Тихого океана. Строительство ее продолжалось с 1891 по 1904 год. Влияние железной дороги сказалось на экономике Алтая. Легче стало добираться до Алтая переселенцам. Появилась возможность вывоза продуктов сельского хозяйства не только на север, но и на запад. Это обусловило увеличение числа мельниц, пимокатного и кожевенного производств.

В 1906 году премьер-министр царского правительства Петр Аркадьевич Столыпин начал проведение аграрной реформы. В результате начинается переселение безземельных и малоземельных крестьян из центра за Урал. Крестьяне наделялись на Алтае землей. Старожилы настороженно принимали переселенцев, и тем приходилось осваивать новые земли. Волна переселенцев была столь велика, что на Алтае быстро выросли десятки новых селений.

В 1910-1911 годах в Алтайском районе возникли следующие деревни: Малая Кыркыла, пос. Барашек, с. Погорелка, выселок Барашек, Маралье, Троицкий, Правая Сосновка, Ново-Покровский, Гремишка, Громотушка, Колбино, Новосветлый, Архиповка, Нижняя Булухта, Верх Булухта, Мещанка, Осокинский, Рыбнушка, Щебенистый, дер. Лежаново, Белое. Количество дворов в поселениях быстро увеличивалось. В 1911 году был образован поселок Николаевка Куяганской волости. В нем было 16 дворов и 83 жителя обоего пола. В перепись 1926 года в деревне Николаевка было учтено 167 жителей в 31 дворе.

Процесс заселения шел вдоль гор, в логах, по ручьям и ключам в результате чего к концу 20 годов XX века сложилась сеть населенных пунктов, сочетавших как малодворные, так и многодворные поселения.

НЭП

С приходом к власти большевиков в стране началась гражданская война, на Алтае свирепствовали банды Колчака. С объявлением продразверстки наступило некоторые запустение и в селах. Однако после окончания гражданской войны в стране была провозглашена Новая Экономическая Политика (НЭП). Начался рассвет единоличного хозяйства, была объявлена свобода землепользования, устанавливались щадящие налоги. Расцвет крестьянского хозяйства сопровождался появлением сельского предпринимательства, в деревнях возникали мукомольные мельницы, маслодельные заводы, крестьяне разводили скот на продажу. В этот период образование деревень продолжалось. Появилось 27 населенных пунктов. Среди них Макарьевка, Луговской, Черемшанка, Новопольский, Казанда, Усть-Эхтагол, Усть-Пихтовка, Верх-Чагон.

В степных селах района хлеб шел на продажу, в горных селах, где пригодных для хлебопашества земель было мало, основной доход давало скотоводство. Однако крестьяне использовали все возможности предоставленные НЭПом. Из воспоминаний Сорокиной Валентины Павловны, ныне Козлова, «... поселок был назван по фамилии моего прадеда – Сорокино. Прадед заимел временный заводик, где осуществлялся выгон смолы и дегтя, а потом развел пасеку. И вот к этой семье стали присоединяться и другие семьи.

После смерти В.И. Ленина НЭП был свернут. Сталин И.В. объявил о создании колхозов и начале крупной индустрии в стране. В противовес старому деревенскому миру власти начали создавать деревни. Даже в названиях деревень была отображена историческая эпоха. После 1926 года были образованы следующие деревни: Вершина Поперечной, Теплое, Горный Партизан, Единый труд, Прожектор, Шубинка, Победа, Озерная, Октябрьский, Советский Самолет, Надеждинка, Рудник, Ново-Польский, Пролетарка.

Новые деревни отличались от старых. В этих селениях строились бараки и пятистенные дома. И уже в начале 30-х годов начинается запустение некоторых обжитых ранее мест. Индустриализация в стране была проведена отчасти за счет сельского хозяйства, уровень жизни крестьян был очень низким, в то время как в промышленности были достигнуты некоторые успехи. В связи с успехами индустриализации начинается миграция сельского населения в города.

Коллективизация сопровождалась раскулачиванием, и это явилось еще одной причиной опустения деревень. Так началось разрушение деревенского мира. Из воспоминаний Сорокиной В.П. «В 1938 году раскулачили семью Леде. Из семьи забрали Василия, Николая и Моисея. Забрали ночью, никто даже не видел. Скорее всего, людей ссылали на строительство Беломорского канала. Через десять лет вернулся инвалидом только Моисей». Многие крестьяне пытались спастись от раскулачивания, уезжали за пределы Алтая.

В малодворных поселках хозяева жили крепко, вели единоличное хозяйство и должны были сселяться в колхозы, т.к. во второй половине 30-х годов началась компания упорядочения колхозного землепользования. На территории района по снесению хуторов-единоличников работа велась активно и привела к гибели десятков малодворных сел. Зажиточных крестьян, которые остались в селах, раскулачили. Поселок Бирюкса возник в 1893 году, по статистическим данным того времени в поселке насчитывалось 23 двора, где проживало 168 жителей. К 1911 году уже насчитывалось 64 хозяйства. С началом коллективизации поселение постепенно исчезло, к 1939 году в поселке осталось 19 жителей. В это же время начинают исчезать: Дресвянка, Сорокино, Барашек, Большая Заимка, Тавда, Верх-Устюба, пос. Светлый, заселок Большой Каим.

Советский период

Непоправимый ущерб малодворным селам нанесла разрушительная Великая Отечественная Война 1941-1945 гг. Изо всех сел и деревень Алтайского района ушли на фронт мужчины, и большинство из них не вернулось. Деревня лишилась рабочей силы, как говорили старожилы «обезмужила», в селе Луговское: «После войны почти все не вернулись. Семидесятилетние старики жили. Из Лежаново ушло 193 мужчины, а вернулось 5. Народу было мало. В Маралье забрали 40 с лишним человек, и никто не вернулся». Из воспоминаний Екатерины Федотовны Витошенко: «Во время войны старые умерли, а молодые разъехались по более крупным деревням». В результате сократилось работоспособное, особенно мужское население в селах. Не хватало рабочего скота, тракторов, машин и др. видов техники. Колхозы имели примитивную производственную базу, работы выполнялись вручную и с помощью тягловой силы, были маломощны, полностью зависели от государства.

После войны реформы были продолжены. Началось объединение разрозненных мелких колхозов в один с целью укрупнения материально-технической базы за счет объединения средств. Реформирование должно было ликвидировать последствия военного и послевоенного падения производства и продолжить начатый в 30-е годы процесс обобществления производства. В 1950 году началось массовое укрупнение колхозов. Не смотря на объявленный принцип добровольности, слияние колхозов не зависело от желания и интересов крестьян-колхозников, и носило принудительно-добровольный характер. В ходе слияния процесс миграции крестьян усилился.

В результате реорганизации колхозов во второй половине 40-х - начале 60 гг. целый ряд малодворных сел на территории Алтайского района был разрушен: Верх-Айченок, Каим, Верх-Комар, Маралье, Сосновка, Светлый Луч, Советский Самолет, Красный Октябрь, 20 лет Октября, Малая Кыркыла, Пихтовый и т. д.

В конце 50-х. Годов началось огосударствление колхозов - перевод нерентабельных колхозов в совхозы, на государственное финансирование. Политика ликвидации малодворных сел, как правительство считало - неперспективных, продолжалась. Государство не выделяло финансовых средств и решило сэкономить на содержании малых сел. Ликвидация неперспективных сел проводилась по инициативе Советского государства и коммунистической партии, без согласования и учета мнения и интересов селян. Из воспоминаний Г. Д. Мальцевой: «Были бы наши правители мудрее и справедливее к людям-труженникам, так и стояла бы наша деревня, и не явилось бы того запустения на ее месте, и не ныло бы сердце по родным и милым местам». Государством не предусматривались финансирование и организация переселений из неперспективных сел. Крестьян вынуждали оставлять обжитые места. Из воспоминаний Куксиной Прасковьи Ларионовны: «Сделали сокращение: телефон обрезали, школу закрыли - ребятишкам стало негде учиться, скот убрали - негде стало работать. Вот люди и разъехались».

Заключение

В 1939 году на территории района располагалось 111 поселений, в настоящее время осталось 23 населенных пункта. Вообще XX столетие многие историки считают концом крестьянской цивилизации и переходом к следующему этапу человечества: технозированному обществу. В России переход к новому обществу имел ряд особенностей и не был безболезненным для большинства аграрного населения.

В тему
  • Деревни и села начала XX века

    Плановое укрупнение колхозов и перевод нерентабельных хозяйств в государственные совхозы привело к миграции крестьян и разрушило деревню

  • Казачьи фамилии в названиях сел Алтая

    Алтайский край изобилует селами, названными по фамилии людей, прославивших их, поэтому сравним списки сел и фамилий казаков-первопроходцев алтайской территории

  • История совхоза «Мичуринец»

    Краткая история образования и становления совхоза на февраль 1968 г.

  • Детство Тани. Предисловие

    В подробности воспроизведен крестьянский быт, нравы, традиции и язык 30-х годов прошлого века села Тоурак Алтайского района

  • Времена года

    Село Алтайское расположено в прекрасной долине реки Каменки, там, где горы Алтая сглаживаются и переходят в равнину

Отзывы и комментарии

Лия Иванова2013.03.29

О поселке Киргизятск Порожненского сельсовета Шипуновского района.

Очень жаль, если нигде в истории Алтайского края не останется никаких сведений о таких деревнях. В 50-х годах ХХ в. малые деревни слили в один колхоз «Память Островского» с центром в с. Порожнее. А такие поселки как Киргизятск, Пушкино, Камышинка пропали с карты Алтайского края. Поселок Киргизятск (около 50 дворов) расположен был на поляне, вокруг березовые колки и озера. Пос.Пушкино был в живописном месте при речке и окружен березовыми и черемуховыми лесками. Пос. Камышинка был расположен в живописнейшем месте при озере и речке, окружено все березовыми лесами.

Бабушка моя говорила, что мы живем «в раю». И теперь ничего. А названия березовых мест были: Подсолнышко, Парахино, Черемошники…

Виктор2015.06.19

С большим интересом прочитал. Примерно тоже самое мне рассказывала мама. Она уроженка с. Колово Грязнухинского района (сейчас Советского). Подскажите пожалуйста, к каким источникам таких же авторов мне обратиться? Меня интересует семья Якова Гаршина (мой прадед) и вообще, что-то о жителях в те страшные времена с. Колово. Я знаю, например, что в доме прадеда коммуняки устроили клуб. Заранее благодарен. Буду рад любой информации.

Нина2016.01.08

Меня интересует деревня Крестьянка Мамонтовского района Алтайский края. А именно: семьи Шаравина и Севостьянова. Откуда они попали на Алтай?

Дудин Виктор2016.08.11

Большая Вам благодарность за информацию! Читаю не отрываясь. Ищу в тексте также упоминания о селе Кузнецово Курьинского р-на. Там проживали мои родственники Дьяков Алексей Иванович (мой дедушка), его родители, братья (Кирилл, Дмитрий, Василий, Андрей) и единственная сестра – Елизавета. После замужества – Щеглова. Но, к сожалению, об этом селе и о них ничего нет!

Александр2016.12.07

Об образовании села Казанда.

Хочу уточнить сведения об образовании села Казанда. Село появилось не в период НЭПа, а было образовано во второй половине XIX века. Дед мой записал, что первыми поселенцами были Трофим, Иван и Лукиян, фамилии не упомнил. Дед моего деда Филорет Александрович Попов переселился в уже существующую Казанду из села Точильного, когда дедовой маме, моей прабабушке, было 14 лет. Это было во второй половине 1880-х годов.

Ирина Пахомова2017.01.13

Есть информация о селе Товарищ? Можно как-то сведения найти, куда отправить запрос о восстановлении свидетельства о рождении деда? Он при жизни рассказывал, что он родом из этого села.

Вячеслав → Ирина Пахомова2017.01.13

Здравствуйте! По восстановлению подобных документов местные чиновники отправляют людей в краевой архив.

Макарова Людмила Александровна2017.02.28

Ищу информацию о родственниках-предках. Мой дед (возможно) 1896 года рождения Макаров Семен Иванович. Осужден как единоличник на 5 лет в 1930 году в Алтайском крае. Проживал в селе Лежаевское Измайловского района (или Романовского района?). Место рождения –Орловская губерния. Имел детей: две дочери и сын Макаров Александр Семенович 1916 г.р. (мой отец). Во время войны был в Аллах Юне Якутии. В дальнейшем проживал в г. Якутска (с 1949-?).

Вячеслав2017.02.28

Думаю, что личные фамильные поиски надежнее делать в государственном краевом архиве, или на форуме forum.vgd.ru. Хотя и тут можно, вдруг кто увидит, узнает…

Наталья Владимировна2017.03.28

Моего деда арестовали в 1936-1939 году, примерно. Проживал в Косихинском районе. Капаев Василий, год рождения не знаю, у него было четыре дочери: Анна, Мария, Лида, Нина. Жену звали Елена, 1916 г.р. Обращалась в гос. архив г. Барнаула, не нашла, посоветовали в загс. ЗАГС отказал, так как есть «типа» указ, не выдавать документы третьем лицам. Круг замкнулся. Надежда на жителей Косихинского района к Капаевым, Помогите!

Светлана Геннадьевна2017.05.24

Заходите на сайт «Всероссийское генеалогическое древо» – www.vgd.ru – посмотрите информацию о том, как производить поиск и как писать запросы.

Виктор Ремизов2017.07.11

Если кого-то интересует история поселений Кытмановского района, то можете ко мне обратиться. Я подготовил «Исторические очерки Кытмановского района», но администрация не нашла денег на его издание. Тогда я решил раздавать материал просто так. Пусть люди читают.

Вячеслав → Виктор Ремизов2017.07.11

Так присылайте Ваши материалы, как сделали это другие авторы, опубликуем их на страницах альманаха!?