Из истории топонимики населённых пунктов

Очерки Виктора Ремизова по истории Кытмановского района.

Пожалуй, до сих пор среди жителей района бытует мнение, что в сёлах Улус Тарабе, Старой Тарабе, Новой Тарабе проживают татары. Отчасти это так. Но, всё же, правильно будет называть их телеутами.

Телеуты – коренной малочисленный народ России, численность которого согласно переписи 2002 года составила 2534 человека. В настоящее время они проживают в Беловском, Гурьевском и Новокузнецком районах Кемеровской области. Небольшая часть живёт на Алтае. Они называют себя теленгет, телеуты, пайаттар, (проживают рядом с реками Большой Бачат и Малый Бачат Кемеровской области), тадар-кижилери («татарские люди»), или тадарлар («татары», т.е. тюрки).

Однако долгое время считалось, что это разные группы народов. Количество этих групп менялось, но окончательно учёные не пришли к единому мнению. К общему перечню народов телеутской группы с полной уверенностью можно отнести ач-кыштымов и тогулов. Сегодня имеются данные, которые доказывают, что в середине XVIII века по рекам Тараба, Тогул и Каменка проживали ач-кыштымы, а между реками Уксунай и Тогул обосновались тогулы.

Часть рукописной карты Ремезова С.У. конца XVII в. с указанием кыштымов

Часть рукописной карты Ремезова С.У. конца XVII в. с указанием кыштымов. На карте Ремезова С.У. от 1701 г. отмечено кибитное поселение князца Тогула.

Ач-кыштымы, как известно, подчинялись князцу Табуну

Ач-кыштымы, как известно, подчинялись князцу Табуну. 1 – юрты князца Табунова. 2 – волость Тогульска.

В бытовом обустройстве, хозяйственной деятельности, традициях, нравах названные группы практически не отличались. География расселения у них была общей, вражда между ними не отмечена. Первые упоминания о телеутах – о «белых калмыках» – в исторических хрониках России относятся к началу XVII века. Телеутское княжество «Телень орда», или «Телеутская землица», возглавляемая князем Абаком, было наиболее сильным и влиятельным на юге Западной Сибири. Об этом, в частности, писал профессор Уманский А.П. в своей работе «Телеуты и их соседи» [11]. Он пишет и о «телеутской дороге», которая шла от предгорий Алтая до Кузнецкой крепости. Ею пользовались Телеуты при перегоне скота. Эта дорога нигде не пересекалась с рекой Чумыш, а шла по его левому берегу, т.е. там, где располагались и ещё нынче расположены сёла. Это такие поселения как:

  • улус Кыштымский, образован в 1750 г.;
  • с. Старая Тараба, образована в 1763 г.;
  • с. Кытманово, образовано в 1763 г.;
  • улус Тараба, образован в 1893 г.;
  • с. Новая Тараба, образована в 1783 г.;
  • Усть-Тарабинский Улус, образован в 1913 г.;
  • улус Балахча, образован в 1919 г. как выселки;
  • с. Красилово-на-Турбе, образовано в 1751 г.

Все представленные здесь названия телеутского происхождения. Гидронимы «тараба», «караба», «хараба» имеют один и тот же смысл: это трансформированное «караба», т.е. «река, текущая на восток» или против солнца. У большинства тюркских народов всё, что шло против солнца воспринималось как «чёрное явление». А речки, на которых расположены эти поселения, как раз в этом направлении и текут.

С образованием в XVII веке Кузнецкого и Томского уездов в регионе, отдельные группы «белых калмыков» стали переходить в подданство России и расселилось в «порубежье» (рядом с острогами и крепостями) на правах служилого или ясачного сословия. К 1760 г. объединение телеутов распалось. Причинами этого распада явился разгром Джунгарского ханства Китаем, Что вызвало переход телеутов под руку российского государя. К концу XIX в. сложилось две территориальных групп телеутов: бачатская и горно-алтайская. Бачатскую группу составляли четыре осёдлые волости (инородные управы) Кузнецкого уезда. Их численность составляла 4500 человек. В состав бачатского территориального формирования вошли бачатская, абинская (Кемеровская обл.), тогульская и тарабинская группировки [12].

Фрагмент карты, где под № 1 показано место телеутской группировки по реке Тараба

Фрагмент карты, где под № 1 показано место телеутской группировки по реке Тараба.

К началу XX века все эти группы перемешались и вошли в тесный контакт ассимиляции с русским населением. У них сложилась комплексная система хозяйствования, позволявшая сочетать скотоводство, земледелие, охоту и таёжные промыслы. В кулинарии телеутов соединились элементы кочевой и крестьянской культуры.

По сей день в Тогульском, Кытмановском районах нашего края, а также в Кемеровской области можно встретить жителей, которых по привычке называют татарами. А вообще-то они телеуты, а в нашем районе – ач-кыштымы, что означало «зимующие вместе с лошадями». Профессор Томского университета Малолетко А.А. даёт более широкое толкование этому топониму: «место, где пасутся лошади или конское пастбище». Иными словами, летом, когда здесь было много травы, лошадей пригоняли сюда, а зимой угоняли в кулундинскую степь, так как там снежный покров был мал, что не затрудняло добывать лошадям корм из-под снега. Долгое время мне не удавалось истолковать «ач». Но вот в 2010 г. я разрешил свои сомнения. Дело в том, что в тюркском разговоре существует и «ач», и «ча». Ставятся они соответственно в начале и в конце слова. Зависит это от того, какое действие и где хочет произвести человек. Если, например, пасти овец, коней, то – «ач», и впереди слова; если охотиться, ловить рыбу, колоть скот и т.д., то – «ча», и в конце слова.

Например, топоним «Балахча» это «место, где рыбу ловят». «Балах» (монг.) – «балык» (тюркское) – «рыба» (русское).

Не должно ни у кого вызывать сомнения толкование гидронима «Чумыш». С тюркского «чу» – вода, река. «Мыш» – коварство, опасность, предательство – смотря по обстоятельствам происходящего. Отсюда – «Чумыш» – коварная река, т.е. состояние, в котором древние люди привыкли видеть эту реку. Для человека она опасна своим течением, поворотами, ямами, кружалами. Посмотрите на современное русло этой реки, и вы легко можете убедиться в этом.

Вначале Чумыш устремляется на восток и называется с приставкой «кара», которая лишь усиливает опасность этой реки в толковании телеутов. Обращает на себя внимание тот факт, что русло много раз меняет своё направление, что говорит о своенравном характере реки.

Река Кара Чумыш

Река Кара Чумыш.

После селения Инганина (Кемеровская обл.) река круто поворачивает на юг и также петляя, проходит через Степь. Затем поворачивает на север и через Кытманово, Сорокино, Залесовский район, повернув на запад, уходит на Тальменку.

Река Чумыш

Река Чумыш.

Порой бывают казусы в толковании местных названий. Я встречался, когда и Балахча и Чумыш толковались «балахоном», «чумой» (будто бы чума здесь когда-то была?), «поварёшкой» и будто бы здесь чумаки жили. Конечно, это легенды, но без них не было бы настоящей истории. Легенды создаёт народ, что является литературным жанром. Имеет это направление и другое название – народная история, которая отображает особенности этнической принадлежности. Однако при этом ни в коем случае нельзя допускать, чтобы народная история и литературные образы становились научными историческими обоснованиями.

Переселяясь из разных мест, люди привезли с собой слова, которыми нарекут потом местные окрестности. И всё-таки большинство топонимов местного происхождения родились здесь и живы до сих пор. Память цепко удерживает эти названия. Я назову распространённые топонимы, которые имели обиход в с. Ново-Кытманово.

Места, связанные с производственной деятельностью жителей деревни оставили свои названия: Свинарник, Курятник, Мехток, Склады, Риги, Летний лагерь, Мехотряд в первом леске, Мехотряд за яром, Крыши, где свёклу сеяли, Пасека, Бакина пасека, Прасолова мельница, Кузина мельница, Старая ферма, Коммуна «Большевик», Моховое, Поскотина, Боровая дорога.

Речка Тараба, на которой расположена деревня, течёт на восток. А все реки, текущие на восток, как оговаривалось выше, у тюрок назывались «чёрными». И речка наша не Тараба, а вероятнее всего Караба. Ибо «Кара» – это чёрный, «ба» – вода. Через Порошино течёт речка Хараба, кто и когда стал называть эти речушки, текущие в одном направлении и, впадающие в одном месте в Чумыш, таким образом, сегодня уже не узнать. Но прижилось – Тараба и Хараба. Они как сёстры-двойняшки берут своё начало из–за деревни Филатово, но разделённые возвышенностью, только через 60 км. встречаются при впадении в Чумыш. Но в деревне никогда речку не называли её гидронимом. А звали просто Речка. Более подробный разбор гидронима «Тараба» мы проведём в очерке «Процесс образования населенных пунктов по рекам Кытмановского района на примере реки Тараба 1763 – 1856 г.».

«Поварнишная» – здесь во время посевной или уборки находился полевой стан, где готовилась пища для механизаторов и других колхозников, участвующих в полевых работах.

«Топки» прославились тем, что по длинной и широкой пойме ручья Топкий на десятки километров протянулись густые заросли ивняка и талины – чащи, как говорили в деревне. Ещё в 50-е годы XVIII века через Топки проходила дорога от Барнаульского завода к Кузнецку. Пойма довольно широкая и везде труднопроходима. В месте перехода длинна гати достигала 165 м. В 20-е годы прошлого века сюда из деревни выслали несколько семей для освоения ими территории. Но они убежали оттуда.

Вокруг Ново-Кытманово имелось множество опасных мест, которые были труднопреодолимы из-за топей, трясин, бучила и никогда не просыхающей грязи. Это Малая речка, Первая Согра, Вторая Согра, Грязнушка, Горёвка, Озерко, Песочное озеро.

В «Широком логу» был хороший травостой. Там, собственно, и лога не было никакого, так, впадинка небольшая, но кто-то назвал и пошло. Здесь же располагался кульстан – место, где участники местной художественной самодеятельности во время весенне, осенне-полевых работ давали представления комбайнёрам и трактористам.

Много было логов с названиями. Село само расположено в логу – по его увалам, а по середине лога речка протекает. Вокруг было множество логов: Маслехин, Барашкин, Путин, Гнетнев, Яр, Крутой яр, Заяром.

Были у нас представлены названия, связанные с лесом: Первый лесок, Лес за Дегтярёвыми, Лес за Бригадой, Лес за складами, Лес за Свинарником, Зорниковский лес и Лес на Прасоловой мельнице.

Кроме того были топонимы, произошедшие от памяти о человеке: Дяди Ванины сосёнки, где Морька утонула, Ченарёв дом, Стадион, Маслехин лог.

И всё же интерес вызывает топоним «Кытманово». Вполне возможно, что Кытманово – это трансформированное слово из «кыштыма» – племени телеутов, являющихся данниками джунгарского хана. Проживали они и на территории нынешнего Кытмановского района, а дань платили конями, которые нужны были хану для войска.

Стела села Кытманово

Стела села Кытманово.

Есть утверждения, что топоним «кытмана» произошёл от «кетмень» – сельскохозяйственного орудия для обработки почвы. Безусловная похожесть есть, но возделывание почвы кетменём в Сибири в XVII-XVIII в. весьма спорны. И потом орудие для лёгкой обработки почвы (рыхление, прополка сорняков) называлось тяпкой. И это орудие сюда завезли русские переселенцы, сохранив это название до сей поры.

В послужном списке г. Кузнецка 1708 г. «Рядовые служилые люди» записан Иван Кытманов. Входил он в состав сотни Василия Бызова, а пятидесятником у него был Степан Серебренников. В этом же документе перечислен и «казачий сын Алексей Кытманов» [13]. По другим архивным документам удалось восстановить родословную Кытмановых на Алтае и Красноярском крае.

В перечне почтовых трактов 1959 г. по тракту от Кузнецка в Томск по его левую сторону на берегу реки Чумыша, в 70 верстах от Кузнецка располагалась деревня Верх-Чумышская. В ней было 35 дворов, в которых проживало 177 человек. В 57 верстах от Кузнецка на этом же тракту располагался инородческий улус Керлегешский, где имели жительство 318 человек, приписанных к православной вере. Этот улус в разные времена имел название и Верх-Чумышский [14]. Нынешнее село Кытманово Алтайского края долгое время имело название Верх-Чумышское.

Вполне вероятно, что первые Кытмановы обосновали деревню Кытманову Тяхту, а затем некоторые из них переселились в нынешнее Кытманово. В этом селении уже жили Распопины и Набоган из староверов. Надо ещё исследовать, почему в разные времена это село называлось Верх-Чумышское, Старо-Кытманово, деревня Кытманова.

Расположение селений Кытманова, Верх-Чумышская и улуса Кергелешского (Верх-Чумышского)

Расположение селений Кытманова, Верх-Чумышская и улуса Кергелешского (Верх-Чумышского) на топографической карте Алтайского горного округа 1868 г. [15] (авторская реконструкция).

Несерьёзным является утверждение некоторых исследователей связывать название деревень с каторжанами. Надо помнить одно, что Алтай в те далёкие времена не был местом каторги. Алтай являлся вотчиной царя, откуда он получал прибыль, а держать каторжан на своей земле являлось личной проблемой для императора.

Алтайская ветвь Кытмановых

Алтайская ветвь Кытмановых.

В Красноярской губернии, в селе Анциферово, также проживали Кытмановы. Но их родовая связь пока не установлена.

Красноярская ветвь Кытмановых

Красноярская ветвь Кытмановых.

Топонимика Кытмановского района, особенно в названии поселений, тесно увязана с фамилиями первых жителей (Кытмановы, Порошины, Красиловы, Черкасовы, Титовы), с названиями водоёмов, на которых они расположены (Новая, Старая Тараба, Сосновка, Ново-Озерова, Сунгай, Мостовая), с природными особенностями (Хмелёвка, Мишиха, Калиновка), с религиозными верованиями (Чудотвориха), с несчастными случаями (Погорельское). Не редкостью в народе бытовали скверные названия.

Авторская реконструкция деревни Порошино

Авторская реконструкция деревни Порошино.

Продолжение очерков.

Источники
  • 11. Уманский А.П. Телеуты и их соседи в XVII – первой четверти XVIII века.– Барнаул, 1995.– С.46.
  • 12. Коренное население Кемеровской области.– URL: http://www.sndko.ru/print/24.html
  • 13. Послужной список г. Кузнецка.– URL: http://forum.vgd.ru/602/35294/10.htm?a=stdforum_view&o=
  • 14. Список населённых мест Томской губернии по сведениям 1859 г.– СПб, 1868.– С. 99, 105
  • 15. Топографическая карта Алтайского горного округа 1868 г.– Л. 13.

Отзывы и комментарии

Пока комментариев нет, ваш будет первым!