Польская церковь в селе Алтайском

Исследование

Как-то в одной книге об Алтае мое внимание привлекло старое фото с надписью: «Польская церковь в с. Алтайском». Стало интересно, почему церковь названа польской? Может быть, в ее строительстве участвовали поляки?

В переломный момент начала прошлого века Россия потеряла многие культурные ценности, в том числе и такой социальный институт, как церковь. В лучшем случае ее здание превращали в клуб или склад, но обычно разрушали до основания. Тогда это казалось действительно очень важным. Со временем существование церкви забылось. Но можно ли теперь восстановить ее историю, представляющую часть истории нашей великой культуры?

До того исторического момента в жизни населенных пунктов церковь играла важную роль, и не только как духовный храм. В деревнях церковь обычно ставили на возвышенности, недалеко от кладбища, которое устраивалось в сухом месте, повыше. Рядом строили и церковно-приходскую школу. Подобный культурный ансамбль лучше всего сохранился в селе Тоурак.

В книге «Архитектура Алтая XVIII – XX вв.» Степанская Т.М. подробно описывает: «Центральный ансамбль с. Тоурак состоял из трех зданий: церкви, дома священника и церковно-приходской школы, выстроенных в период 1890-1905 гг., и располагался на склоне горы. При этом выше других стояла одноэтажная, с надстроенными хорами церковь, построенная на средства сельского общества и пожертвования купцов Михеева (с. Тоурак) и Морозовой (г. Бийск). Разрушена была в 30-е годы.

Автор исторической повести «Детство Тани» Анастасия Бурыкина рассказывает, что перед войной в бывшей церкви был клуб, то есть получается, что, наверное, в 1940 г. здание еще существовало.

До наших дней сохранились деревянные дома священника и здание церковноприходской школы. Дом священника построен по типу крестовой связи из крупных лиственничных бревен «в обло» с глубоким остатком. Окна дома имеют наличники с широкой лобанью и более узкой подоконной доской. Поле лобани и фартука украшено пропильной накладной резьбой сложного растительного орнамента. Ниже по склону (около 50 м) находится П-образное в плане здание церковно-приходской школы. Таким образом, застройка ансамбля учитывала особенности рельефа (склон) и православную традицию (доминировала церковь, ниже располагался дом священника и за ним по склону церковно-приходская школа). Сохранившиеся дома представляют один из редких в наши дни памятников сельских архитектурных ансамблей».

с. Тоурак, 2008 г. На этом месте когда-то стояла церковь
с. Тоурак, 2008 г. На этом месте когда-то стояла церковь.
с. Тоурак. Бывшая церковноприходская школа. Вид с горы
с. Тоурак. Бывшая церковноприходская школа. Вид с горы.
с. Тоурак. Бывшая церковноприходская школа. Вид со двора
с. Тоурак. Бывшая церковноприходская школа. Вид со двора.
с. Тоурак. Бывшая церковноприходская школа. Вид с дороги
с. Тоурак. Бывшая церковноприходская школа. Вид с дороги.
с. Тоурак, 2008 г. Бывший дом купца Михеева. Сейчас здесь обычная школа
с. Тоурак, 2008 г. Бывший дом купца Михеева. Сейчас здесь обычная школа.
Бывший дом попа в заброшенной деревне Казанда
Осень 2012 г. Бывший дом попа в заброшенной деревне Казанда.

Роман Юрьевич Волоснов поясняет, что православный храм в с. Тоурак сначала был построен как молитвенный дом. В архивном источнике он нашел указание на прошение крестьян села о выделении средств из казны на перестройку молитвенного дома в церковь: «Приговор… общего собрания членов Покровского церковно-приходского попечительства… …Покровское попечительство при крайне ограниченных средствах, придти к решению заменить малопоместительный молитвенный дом новою благоукрашеной, соответственно Святости предмета церковью…» - то есть крестьяне просят выделить средства в честь 150-летия на перестройку храма.

Позже Белявский Ф.Н. в «Алтайский район в исследованиях, очерках, путевых заметках» уже отмечал, что Тоурак – это чистое, широкое село с хорошей церковью. Здесь можно заметить, что в то время селения, в которых имелись молитвенные дома, считались деревнями. Увеличение числа жителей и пожертвования купцов позволяли собирать деньги на постройку большого храма. И уже постройка церкви позволяла сибирякам называть свой населенный пункт селом.

Одним из последних священнослужителей с. Тоурак был Емельянов Дмитрий Васильевич, 1888 г. рождения, русский. Арестован 17 февраля 1930 г. Осужден 27 марта 1930 Особой тройкой при ПП ОГПУ по Сибирскому краю по ст. 58-10, 11 УК РСФСР. Приговор: высшая мера наказания – расстрел (1930 г.) с высылкой семьи на Север. Прокуратура Алтайского края 5 октября 1989 г. реабилитировала священника [Т. 1 С. 158].

Интернет-проект «Иерархия церквей» опубликовал информацию об существовавших когда-то единоверческих приходах, то есть старообрядческих церквях, в том числе и Бийского уезда. Это церковь Святого Иоанна Златоустаго (1 престол), построена в 1858/59 г. в с. Алтайском (Верхне-Каменском) и молитвенный дом Святого Николы Чудотворца в деревне Куяган (о. Василий Знаменский (1867), о. Григорий Серебрянский (1879), о. Михаил Кандауров).

На веб-сайте «Родаси» выложены сканированные копии страниц старых книг, содержащие более объемные списки церквей Алтайской волости. В следующую хронологическую таблицу сведена информация из разных источников. Даты событий немного расходятся.

год основания церквинаселенный пунктЦерковь, молитвенный дом
1848 г.с. Алтайскоеправославная церковь во имя Покрова Святой Богородицы
-с. АлтайскоеПоходная церковь Святителя и Чудотворца Николая
1859 г.с. АлтайскоеЦерковь деревянная однопрестольная во имя Святителя Иоанна Златоуста. Священник Е.И. Черепанов
1887 г.с. КуяганМолитвенный дом во имя Святителя и Чудотворца Николая
-с. Куягандве приписные церкви и молитвенный дом
1893 г.с. СтаробелокурихаЦерковь Св. Великомученика и Целителя Пантелеймона
1894 г.с. РоссошиЦерковь Св. Архистратига Божия Михаила
1895 г.с. Верх-АяЦерковь Святого Пророка Божия Илии
1895 г.с. АлтайскоеЦерковь Покрова Святой Богородицы
1898 г.с. ТоуракЦерковь Покрова Пресвятой Богородицы
1901 г. (1904 г.)с. АяЦерковь деревянная однопрестольная во имя Покрова Пресвятой Богородицы
1905 г.с. НижнекаянчаПриписная церковь Казанской иконы Божьей Матери

В 1834 году в селе Алтайском купцом Фирсовым была построена первая двухклассная церковно-приходская школа. В школе работали три учителя и священник, преподававший закон божий. Девочек в нее не принимали. Школа размещалась в большом четырёхкомнатном доме, к которому позже было подстроено ещё несколько комнат. После революции она стала семилетней. Это бывшая «зелёная» школа, на этом месте сейчас стоит Покровская церковь. Вторая церковно-приходская школа стояла в центре села на месте фонтана у районного Дома культуры. Это также был четырёхкомнатный дом.

Польская церковь на фото слева, с. Алтайское, фото 1925 г.
Польская церковь на фото слева, с. Алтайское, фото 1925 г.

В сборнике «В предгорьях Алтая» Панина О.П., рассказывая об истории развития образования в районе, отмечает, что православная церковь во имя Покрова Святой Богородицы открылась в с. Алтайском в 1848 г. Она была построена на месте гастронома (теперь это «Аникс») и двухэтажного дома. Первым священником был Д. Завадовский. Затем была открыта еще одна церковь в районе нынешнего училища механизации. В 1904 г. церкви были открыты также в Ае и Тоураке.

Однако Шипунова Т.М. в книге «Свет малой родины» дату открытия церкви называет 30 октября 1846 года. Строилась она крестьянами близлежащих деревень, которые поставили добротный строительный материал, оборудование и средства на содержание священнослужителей. Церковь стояла на месте, теперь бывшего, хлебоприемного пункта. В 1939 году ее сломали, а из бревен построили здание районной библиотеки на месте гастронома и двухэтажного дома рядом.

В том же краеведческом сборнике Л.М. Кислова, описывая историю училища механизации ПУ-55, указывает, что на сегодняшнем месте оно расположено с 1955 г. и, что первую столовую училища тогда разместили в здании бывшего клуба, когда-то переоборудованном из-под церкви. По рассказам старожилов села Алтайского впоследствии в этом здании располагался спортзал училища, но ему не повезло: как-то замкнула электропроводка, начался пожар, помещение сильно обгорело. Впоследствии на этом месте построили общежитие училища, которое стоит и сейчас. Церковно-приходская школа от этой церкви находилась на месте РДК.

В своих воспоминаниях Покровский В.Н. подтверждает: «В послевоенное время в селе существовали здания двух бывших церквей около двух кладбищ: православная церковь использовалось конторой «Заготзерно» в качестве склада, а в церкви, которую все называли польской, помещался ДОСААФ. На месте училища механизации тогда ничего не было, была большая поляна. С одной стороны – бывшая польская церковь, со второй – кладбище на пригорке, с других сторон – дома жителей. До войны на поляне устраивали спортивные соревнования, а в послевоенное время мы играли там в футбол».

Опять церковь названа Польской! Может быть и правда, что ее строили поляки? Приехали, обжились и построили свой храм! Вот и Тамара Михайловна пишет, что в 1890-х годах в село Алтайское было выслано из Польши несколько семейств поляков за участие в восстании. Они поселились на косогоре, где находится сейчас ПУ-55, а на месте общежития училища построили протестантско-католическую церковь, а рядом образовали польское кладбище.

Однако, оказывается, что это не так. На самом деле строили ее русские крестьяне-переселенцы. Липинская В.А. рассказывает, что где-то в 1720-х гг. крестьяне, несогласные с церковной реформой Патриарха Никона, бежали на территории, принадлежащие некоторое время Польше, и прожили там почти 40 лет. Но уже в 1760-е гг. по приказу властей они были отправлены в Сибирь совместно с волжскими кержаками. То есть, для решения проблем заселения Горнозаводского округа, к Алтайским горам сослали старообрядцев от западных границ государства. Отсюда и пошли прозвища: «поляки», «кержаки».

В большой энциклопедии под редакцией С.Н. Южакова, изданной в Санкт-Петербурге в 1904 году, в первом томе есть метка: «Алтайское село или станица Верхняя Каменка Бийского округа, Томской губернии, при реке Каменки. Одно из первых раскольничьих поселений и центр раскола на Алтае, большая часть приняла в 1857 году единоверие. Имеет 519 домов и более 3 тыс. жителей, 2 церкви: православную и единоверческую…». Ни о каких поляках энциклопедия и не говорит!

Вот еще такой интересный момент есть. Многие исследователи, путешествующие по Алтайскому району после 20-30 гг. прошлого века, то есть после установления новой власти, отмечают малообразованность населения. Но, однако же, исследователями дореволюционной поры отмечается обратное – наличие грамотности у большинства крестьян. Парадокс? Но нет! Просто у старообрядцев образованность была обязательной – именно через книгу они могли передавать знания своей старой веры. Грамотность не давала забыть эти знания.

Пока, при изучении имеющихся краеведческих материалов, нашлось немного исторических подробностей. Большинство материалов было прислано в помощь другими исследователями, интересующимися историей. А это говорит об актуальности темы и необходимости продолжить работу над ней. Может быть, у кого-то дома хранятся фотоснимки тех времен или иные документы, то обязательно подключайтесь к нашему проекту. Присылайте ваши материалы на нашу электронную почту. Наша история интересна и важна для многих людей.

Исследование было в сокращении опубликовано на страницах местной газеты «За изобилие» от 02.11.2010 г.

Справка
  • Заимка – разработанный участок на свободной земле для ведения сельского хозяйства: скотоводства, пчеловодства, в постройках жили не постоянно.
  • Займище – отдаленное, обособленное небольшое поселение на лесных полянах в глухих местах.
  • Выселок – небольшое поселение на разработанных крестьянских землях. В отличие от заимки находится в границах сельского землепользования одного крестьянского общества.
  • Деревня – поселение, в котором имеется молитвенный дом.
  • Село – поселение, в котором построена церковь.
По книге Липинской В.А.
Источники
  • Белявский Ф.Н., Семено-Тян-Шанский В.П. Русский Алтай // Алтай в трудах ученых и путешественников XVIII – начала ХХ веков.– Барнаул, 2005.– С. 410-411.
  • В предгорьях Алтая: Очерки истории и культуры.– Барнаул-Алтайское, 1998 .– 392 с.: ил.
  • Иерархия церквей: веб-сайт.– 2009.
  • Липинская В.А. Старожилы и переселенцы: Русские на Алтае. XVIII – начало XX века.– М.: Наука, 1996.– 269 с.: ил.
  • Родаси: веб-сайт, посвящён генеалогическим исследованиям.– 2009.
  • Степанская Т. М. Архитектура Алтая XVIII–XX вв.– Барнаул, 2006.– с. 95.
  • ЦХАФ АК. Ф. 4. Оп. 1. Д. 2389. л. 129-129 об. [архивный источник].
  • Жертвы политических репрессий в Алтайском крае. Т. 1. 1919–1930: [список незаконно репрессированных и реабилитированных впоследствии].– Барнаул, 1998.- 483 с.
  • Свет малой родины: сборник / Шипунова Т.М.– Алтайское, 2009.– 210 с.: ил.

Комментарии 10

Покровский В.Н. 2010.09.18

Здравствуйте, Вячеслав! Спасибо за фотографию большой поляны около Польской церкви. Так всё и было много лет назад, в первые годы после войны!

Fluffydreamer 2010.10.05

Прекрасный и восхитительный пост! Спасибо! Доброго тебе денечка… счастья… радости и удачи!

Лариса 2010.12.02

Уважаемый Вячеслав! Спешу сообщить вам, кто такие были «поляки» (хотя у вас в одном абзаце начата эта тема).Поляки – этнографическая группа русских, переселенных после 1763 года из Речи Посполитой в Сибирь. Это потомки русских старообрядцев из Калужской, Тульской, Рязанской, Орловской губерний, обосновавшиеся сначала в Речи Посполитой (Белоруссия - в районах Стародубья, Ветки, Добрянки, Гомеля, Дорогобужа), а оттуда, во второй половине 18 века, переселенных в Сибирь в административном порядке.С уважением.

Черепанов Юрий Борисович 2012.10.25

Это мои предки!Чрезмерно благодарен вашим исследованиям. Если священника однопрестольной во имя Святого Иоанна Златоуста Е.И. Черепанова звали Еремеем, то смею надеяться на то, что это мой прадед (отец моего деда из старообрядцев Гурьяна Еремеевича Черепанова 1886 г.р). Готов в этом направлении провести собственное расследование; но, как новичку в этих делах, мне потребуется помощь в поисковой деятельности и в работе с источниками по данной теме. Буду рад любой подсказке. Есть подобная просьба и к Ларисе (речь идет об информационных источниках по интересующему меня вопросу).В качестве дополнения: супруга Черепанова Гурьяна Еремеевича, то есть моя бабушка Парасковья Григорьевна, из семьи казаков, носила старообрядческую одежду и крестилась двумя перстами.

KolambaVak 2016.04.18

Спасибо. Очень хороший и полезный сайт. Удачи и успеха вам!

Вячеслав → KolambaVak 2016.04.20

Спасибо на добром слове, Тайный Человек!

Евгений 2017.07.19

БлагоДарю. Интересный пост. Фото даже старое нашли!? Очень интересно было бы посмотреть фото с. Алтайского дореволюционный период… Наверно таких единицы.

Татьяна 2017.09.20

Моя бабушка 1905 года рождения говорила, что на месте Пу-55 была церковь и сразу за стенами церкви – кладбище.

Ольга (сайт «Родаси») 2017.11.04

По данным Ревизской Сказки № 6 за 1834 г, в с. Верхне-Каменку переселились из д. Петропавловской в 1824 г. много семей старообрядцев «поляков». Очень возможно, что они и основали польскую церковь, т.к. сами себя прозывали поляками, но не в национальном смысле, а по религиозным особенностям, чтобы выделить себя из множества старообрядческих мест. В Петропавловку же эти же крестьяне попали в 1770 г. из с. Староалейского, не все, но большинство.

Наталья 2021.01.28

Мои корни в Тоураке. Пятков Осип Исакович 1864–1904. Его сын, Исак Осипович 1882–1919 погиб от белогвардейцев. Жена его, Тырышкина Дарья Даниловна 1878–1946, хотелось бы узнать: были ли у Исака братья и сестры?