Альманах объединяет любовью к Алтаю!

Из воспоминаний старшей пионерской вожатой

Учительница биологии Попова Надежда Александровна с 1969 по 1988 гг. была старшей пионерской вожатой.

«Я теперь вспоминаю, как песню, пионерии первый отряд,
Вижу снова рабочую песню и знакомые лица ребят,
Становлюсь я сильнее и выше, словно падает бремя годов
Только дробь барабана услышу и призыв огневой – «Будь готов!»
Спой песню, как бывало, отрядный запевала,
А я её тихонько подхвачу
И молоды мы снова, и к подвигу готовы,
И нам любое дело по плечу.
Нет, мы лёгких путей не искали
Мчали нас по стране поезда…».

«В 1967 году, по путёвке райкома комсомола, молодые, полные романтики и отваги девчата и парни были направлены в отдалённые сёла работать учителями, вожатыми т.к. там постоянно не хватало педагогов. Молодёжь уезжала далеко от домашнего очага и уюта. Вот так я попала в село Каянча, где проработала два года, а затем была переведена в Алтайскую восьмилетнюю школу № 2 старшей пионерской вожатой.

Да это были интересные годы жизни, детям некогда было заниматься бездельничеством, вредными привычками. Они были заняты полезной по тем временам работой. Наша пионерская дружина носила имя Героя Советского Союза Зои Анатольевны Космодемьянской. О жизни и подвиге её ребята знали всё, ездили в Петрищево, где была казнена Зоя, переписывались с музеем Зои и Шуры Космодемьянских, а каждый отряд (класс) носили имя какого-либо героя: Лизы Чайкиной, Юрия Гагарина, Александра Матросова и т.д. Каждый отряд имел свою атрибутику: флаг, горн, барабан и альбом, в котором была отражена история жизни героя, которым назван отряд и текущая жизнь данного отряда. Можно назвать боевыми председателями Совета дружины: Раю Сеневу, Таню Царегородцеву, Эрну Штабель, Галю Панову. Они являлись заводилами всех полезных дел: ежегодно собирали тонны металлолома.

Ребята всей школы выполняли эти дела с важностью, никого не надо было уговаривать, упрашивать. Все понимали важность поставленной задачи – «мартеновским печам нужен металлолом». Ребята соревновались друг перед другом – «кто больше», гордились за свой класс – «а мы больше…». И всё это бескорыстно, без ожидания наград. За собранный металлолом ребят награждали Почётными грамотами, ценными подарками, подпиской на газету «Пионерская правда», а лидеров отправляли отдыхать во Всесоюзный пионерский лагерь «Артек» и Всероссийский «Орлёнок».

Каждый год в марте резали черенки тополя, для того чтобы высадить их в лесозащитные полосы с целью защиты полей от ветровой эрозии и снегозадержания. Зимой собирали сосновые шишки, а затем члены школьного лесничества в мае вместе с работниками лесхоза высевали семена и ухаживали за маленькими сеянцами сосны. Подросшие сеянцы высаживали на склонах гор, где до сих пор шумят уже взрослые деревья сосны.

Летом работа дружины продолжалась в лагере труда и отдыха «Ровесник». По две недели ребята жили, отдыхали и посильно помогали совхозу «Мичуринец» в прополке и уборке урожая земляники, малины смородины и т.д. Старшеклассники были объединены в производственную бригаду, где они по 2 часа в день работали на тракторах, обрабатывали междурядья смородины, яблонь и т. д. С учителем производственного обучения Пановым Сергеем Михайловичем. Руководство совхоза «Мичуринец» организовали прекрасные условия: просторные спальни, игровые, спортивные площадки, пруд для купания, 4-х разовое питание, туристические поездки на озеро Ая, в город Бийск и т.д.

Ребятами была создана агитбригада. Юные артисты выступали не только у себя в лагере, но и на полевых станах. Уставшие механизаторы, доярки, садоводы в перерывах слушали частушки, песни, смотрели сценки. Люди до сих пор помнят замечательных агитбригадовцев – Мячину Надю, Казанцеву Лену, Полукарову Марину, Оствальд Лиду, Отт Люду и др. Глядя на этих ребят, суровые уставшие лица оттаивали, появлялась улыбка и слышался смех. А какие интересные мероприятия проводились в лагере. Многие всё ещё помнят «День Нептуна». Нептун (Юрий Михайлович Попов) с трезубцем на реке Каменке со своей «свитой русалок» всех купали, заставляли посетить их «обитель», не взирая на личности, всех сталкивали в воду. Всем очень нравился праздник «В гостях у Врунгеля-барона». В лагерь приезжали артисты, писатели, поэты.

Рядом с лагерем было прекрасный пруд, в нём могли купаться. Но в лагере была строгая дисциплина и режим. За нарушение дисциплины Совет лагеря мог наказать вплоть до исключения из лагеря. Однако за всё существования лагеря таковых не было. Вечерами долго засиживались у костра. Гитара и песни были постоянными спутниками. Ребята знали очень много хороших песен. В лагере царила доброжелательная атмосфера. Все относились друг к другу и старшим с уважением. Бывало очень часто, когда заканчивалось время прохождения практики в лагере, а ребята не хотят расходиться по домам. Весь трудовой коллектив делился на бригады во главе с бригадирами, бригады делились на звенья во главе со звеньевыми. Ребята выполняли туже работу, что и взрослые, только рабочий день был короче. Все заработанные деньги перечислялись в школу.

В памяти выпускников того времени навсегда останутся Дни урожая. На них подводились итоги работы детей за летний период. Затем в совхозной столовой всех ждал вкусный обед из трёх блюд. Всё мероприятие заканчивалось концертом детской художественной самодеятельности и танцами. С совхозом была налажена тесная связь. Каждый год на линейке «Последний звонок» руководство совхоза во главе с директором Яркиным И.А. благодарили ребят и педагогов за помощь, дарили почти всем подарки.

Ярким событием в школе были сборы пионерской дружины. Во время сбора все отряды выстраивались по одной линии. Отдельно знаменосцы, горнисты, барабанщики. Председатели совета отряда сдавали рапорта о готовности к проведению сбора дружины. Под звуки горна и барабанную дробь вносили дружинное знамя и в чётком строю, не шелохнувшись с замиранием сердца, стояли ребята. Звучал призыв «Будь готов!», на который пионеры отвечали «Всегда готов!», звучал гимн страны. Все торжества начинались с гимна и пионерского салюта. Интересно проходили военизированные игры для малышей «Зарничка», для средних и старших ребят – «Зарница».

Заранее все учащиеся делились на «зелёных» и «синих». Назначались санитары, разведчики, стрелки, химики, повара, командиры и т. д. Ответственные учителя проводили занятия с ними. Заранее подыскивалось в лесхозе место на горе Муха, причём считалось, чем труднее место, тем игра будет интереснее. В школьной мастерской изготавливалось всевозможное «оружие». У каждого школьника был опознавательный знак – погон или повязка синего или зелёного цвета. И ещё пряталось знамя. Соревнование шло на то, кто вперёд найдёт знамя, кто быстрее разминирует поле, кто больше соберёт опознавательных знаков противника. Что же делалось на поле сражения, трудно описать. В смекалке и ловкости никто друг другу не уступал. Здесь же вместе с детьми также «храбро и отважно» сражались и педагоги. А в заключение всех ждал неимоверно вкусный солдатский обед – каша и горячий чай.

Полевые кухни давал снова родной совхоз «Мичуринец». Сколько было впечатлений, разговоров, обсуждений и восторгов, а главное эта игра воспитывала сплочённость, умение чувствовать плечо товарища. Самые отважные и смекалистые ребята становились участниками районной игры «Зарница», которая начиналась на площади по родам войск. Здесь были представители разных родов войск – моряки, парашютисты, летчики и т.д. Все отличались своей формой, песней и учитывалась при смотре строевая подготовка. На стадионе соревнования продолжались по специальностям. Лучшие «Зарничники» ездили на Республиканскую игру в г. Псков и др. города.

В школе работали многие отряды: ЮДПД – юный друг пожарной дружины, ЮДМ – юный друг милиции, «Голубые» и «Зелёные» патрули. Все эти детские организации работали под руководством соответствующих служб района: пожарная, детская комната милиции, экологический штаб района и т.д. Старшие классы, а это в то время были 8 классы, создали «Штаб справедливых». Председателем был Саша Зиновьев, а члены штаба – Шиков Б., Вербицкий С. и др., которые на переменах следили за дисциплиной и журили нарушителей порядка. Координировал работу штаба, директор школы Турушев С.Г. Он так же чётко следил за подготовкой всех общешкольных мероприятий.

Очень часто проводились встречи с лучшими людьми совхоза, ветеранами войны и труда, участниками Афганских событий. Дети выражали протесты против войны во Вьетнаме, отправляли посылки детям Вьетнама. Ребята переписывались с детьми практически всех союзных республик. Из Молдавии, Грузии, Украины, Белоруссии и Германской Демократической республики (ГДР) получали посылки, сувениры. Об этом оформляли альбомы.

Интересно проходили смотры-конкурсы: к 23 февраля – конкурс «Строя и песни», к 9 мая – конкурс военной инсценированной песни – такие как «В землянке», «Дан приказ» и т.д. Не были забыты и ветераны – люди, которым нужна была помощь. Работал штаб «Тимуровец». Ребята помогали престарелым так, чтобы они не узнали, кто помог. Иногда помощь оказывали рано утром или поздно вечером. Много тогда получали благодарностей дети от убелённых сединой людей. Зачастую они и не знали, кто им конкретно помог.

Пионерский костёр – это что-то особенное. К нему готовились задолго. С начала учили костровых, как сложить костёр («колодец», «шалаш» и др. виды), как зажечь его с одной спички и чей костёр загорит быстрее. Кто признавался лучшим, тому давали право зажечь большой пионерский костёр.

Я знаю, есть характер у каждого костра,
Но я бывалый костровой, не проведешь меня.
Здесь голосов нестройный хор и тишина светлей,
Не за огонь люблю костёр, за тесный круг друзей.

19 мая в день рождения пионерской организации разводили большой пионерский костёр, но это всё проходило после сдачи рапортов, где ребята отчитывались о проделанной работе за учебный год и здесь же принимали в свои ряды третьеклассников и четвероклассников. Они давали «Торжественное обещание», что будут хорошо учиться и быть примером во всём. В 1991 году на большой пионерский костёр поднялась вся школа на гору Проходная и в 6 часов 20 минут, когда солнышко только начало вставать из-за горизонта, на фоне огненно красного солнца стояли третьеклассники в белых рубашечках, держа на правой руке алый пионерский галстук. И перед выстроенными в ровные шеренги ребят, давали собравшимся «Торжественное обещание». Конечно, этот праздник навсегда останется в памяти у всех, а особенно у вновь вступивших в пионеры – это у Наташи Кутузовой и её одноклассников и в том числе у их первой учительницы Чернышовой Елены Владимировны.

Пионерский сбор на горе Проходной. Прием в пионеры. 19 мая 1989 г. Директор школы Шипунова Т.М. и старшая пионерская вожатая Гевейлер В.П. принимают отчёты о проделанной работе в отрядах.

В школе с 1989 года плодотворно работает краеведческое объединение «Искатель» под руководством Шипуновой Тамары Михайловны. А вообще оно организовано ещё в 1978 году ещё в школе №3, где она до этого работала. За время его существования была проведена огромная работа. Занимались спелеологией – изучили все пещеры нашего района, нашли исток реки Каменки, ездили в археологические и палеонтологические экспедиции, написали историю нашей школы, работали несколько лет над темой «Их именами названы улицы села» и т.д. Всегда успешно участвовали в российских, краевых и районных краеведческих конференциях.

Так Наташа Афоничкина в 2003 году в Москве представляла наш край на Всероссийской краеведческой конференции «Отечество» и заняла третье место. В 2005 году Копылов Роман, Афоничкина Наталья, Кулёмина Юлия, Бибикина Дарья стали лауреатами в конкурсе «Гардемарины вперёд!», который проходил в рамках Всероссийского фестиваля детского и молодёжного творчества «Салют победа», а в конкурсе «Колокола памяти», который состоялся в Самаре, победила Захарьева Анна.

Отзывы и комментарии

Пока комментариев нет, ваш будет первым!