16+

Петроглифы грота Куюс

Исследование древнего святилища. Сухих В.Б.

По мнению большинства ученых мира, художественная культура и ее основная часть – произведения искусства – одна из самых древних форм духовной жизни человечества. Она родилась вместе с возникновением человека современного типа, как следствие и одновременно условие выделения его из мира природы, осознание им окружающей среды и себя самого ней. У всех народов мира художественная культура начиналась еще в первобытную эпоху и прошла затем через века и тысячелетия, прежде чем превратилась в тот многообразный мир произведений живописи, скульптуры, графики, который является частичкой духовной жизни каждого из нас.

Скала с петроглифами
Скала с петроглифами.

Художественная культура Алтая своими корнями уходит в почти незримую глубь веков. Археологи, географы, геологи, а то и простые туристы и альпинисты, особенно по рекам и речкам Алтая, находят все новые и новые следы художественной деятельности древних обитателей нашего региона, живших здесь тысячи и даже десятки тысяч лет до нас.

Уникальные петроглифы Алтая необходимо сохранить для потомков. Многие петроглифы уничтожены в процессе освоения Алтая, да и в настоящее время уникальная наскальная живопись продолжает уничтожаться нерадивыми туристами, которые откалывают куски с рисунками от скал, нанося таким образом ущерб истории и культуре Алтая.

Как никогда актуально обратить внимание общественности на эту проблему. Придать статус памятников природы государственного значения всем местам скопления петроглифов. Многие петроглифы остаются до сих пор не исследованы, в связи с активным развитием туризма на Алтае необходимо восстановить значение культуры и истории Алтая, оценить вклад, внесенный народами Алтая в развитие мировой культуры.

Объектом нашего исследования является бом, расположенный в пяти километрах от села Куюс, на котором насчитывается более ста петроглифов. А предметом – наскальная живопись Куюса.

Целью данного исследования является выявление состояния, в котором находятся в настоящее время наскальная живопись Куюса, а также определение культурной и исторической принадлежности петроглифов.

Для выполнения нашей цели необходимо решить следующие задачи: исследовать место скопления петроглифов, изучить научные статьи исследователей петроглифов предшествующего периода, определить культурно-историческую принадлежность петроглифов.

Наскальная живопись Алтая до сегодняшних дней остается в большинстве своем совсем не изученной. В настоящее время возникает необходимость в проведении нового полномасштабного исследования историко-культурных комплексов Алтая.

История

Изучение наскальных рисунков Алтая ведется более двух столетий, но даже в наше время ни один исследователь не может с полной уверенностью определить точное число петроглифических памятников на территории этой уникальной горной страны в центре Азии.

Олениха с олененком
Олениха с олененком.

Загадочные «письмена» и наскальные рисунки Сибири одними из первых привлекли внимание ученых Петербургской Академии наук. Для их изучения во второй половине XVIII в. в Сибирь и на Алтай одна за другой организуются экспедиции Д.Г. Мессершмидта, Г. Ф. Миллера и П. С. Палласа.

Накопление археологических материалов по петроглифам Алтая в начале XIX века было связано с деятельностью Г. И. Спасского. По его мнению, петроглифы являлись важнейшим историческим источником, отражавшим первоначальный этап становления древнейшего искусства. При этом Г. И. Спасский призывал к более глубокому осмыслению содержания наскальных рисунков, выявлению их семантики и назначения. Впервые со всей серьезностью Г. И. Спасский отнесся и к проблемам охраны древних памятников. Особый гнев у него вызывали те, кто уничтожал на скалах древние рисунки, либо рисовал свои. Археологические исследования И. Спасского, широкие обобщающие публикации различных памятников старины выдвигают его в число первых археологов Алтая дореволюционного периода.

Г.И. Чорос Гуркин, ученик Петербургской Академии художеств, первый профессиональный художник, вышедший из среды коренных народов Сибири, в начале XX века предпринимал длительные поездки по Алтаю с целью его этнографического и художественного изучения. Он делал многочисленные зарисовки быта Алтайцев, предметов декоративно-прикладного искусства, орнаментов, древних памятников, изваяний и наскальных изображений. В Горно-Алтайском краеведческом музее имени А. В. Анохина хранится альбом рисунков Гуркина под названием «Писаницы». Самая ранняя дата рисунков, представленных в альбоме, относится к 1912 году, однако имеются сведения об еще более ранних поездках (1902-1903 гг.) в долину Катуни. Видимо в этот начальный период он снял копии рисунков со скалы Кок-Кан, устье Урсула и у д. Верхняя Каянча. Наверное внимание его привлекли петроглифы у с. Куюс, так как они находятся на пути к двум указанным пунктам. Большая часть зарисовок Гуркина сделана в его длительных путешествиях по Алтаю в 1908 и 1912 гг.

Гуркин делал зарисовки петроглифов карандашом на листе обычной писчей бумаги в произвольном масштабе, выбирая из общей массы рисунков ту или иную, понравившуюся ему композицию. На каждом листе указано местонахождение петроглифов и дата рисунков. Во всех сохранившихся зарисовках он стремился передать характерные художественные особенности и стилистику древнего рисунка. Несмотря на то, что эти зарисовки сделаны «на глаз», они представляют большую ценность, к настоящему времени большая часть наскальных рисунков погибла. В графики Гуркина, а также в небольших эскизных набросках видны попытки художника предварительно, в самом общем виде классифицировать стилистические особенности определенных сюжетов.

Животные
Животные.

В начале 30-х годов интерес к наскальным рисункам Алтая возобновился. Особенно целенаправленно занимался в эти годы сбором сведений о петроглифах П. П. Хороших. Первые его заметки появились в научно-популярных изданиях. В работах сообщалось, что древние рисунки на скалах расположены в долинах рек Алтая.

В 1964 году был опубликован отчет об археологической разведке на Алтае под руководством Е. М. Бернц. Авторы называют наиболее интересные рисунки лося и оленей, а также сцены охоты. От с. Усть-Сема до деревни Куюс отрядом Е. М. Берс произведены разведочные работы. Маршрут отряда проходил по правому берегу р. Катунь. У подножия одной из скал, где были обнаружены наскальные изображения, заложен был также разведочный раскоп. Петроглифы Катуни, в том числе у деревни Куюс, в 1965 году, вновь исследованы отрядом под руководством А. П. Окладникова. В ходе разведочных работ обнаружены новые рисунки на скалах и выполнены работы по фиксации этих изображений на кальке, уточнены и дополнены ранее полученные сведения.

В конце 70-х гг. с целью ознакомления с зоной планировавшегося здесь в те времена водохранилища А. А. Коноевым, А. С. Суразаковым и В. Н. Елиным осмотрены скопления рисунков в районе села Куюс. Вдоль проходящей здесь проселочной дороги непосредственно перед скалами с петроглифами обнаружено более десятка заплывших погребальных сооружений.

Результаты анализа материалов, полученных в ходе фиксации и изучения писаниц Горного Алтая, существенно дополнили представления о наскальном искусстве региона, хронологии писаниц, их этнокультурной принадлежности, характере развития хозяйственной деятельности.

К истокам художественной культуры

Как рождалось искусство? Природные условия обеспечивали не только выживание на Алтае древних людей, но и порождали яркие эмоциональные переживания ими окружающей среды, желание зафиксировать их имеющимися под рукой средствами, сделать свои переживания достоянием сородичей и новых поколений.

Сегодня на территории республики Алтай обнаружено более двухсот мест, где сохранились петроглифы – свидетельства духовной и материальной культуры древних народов, живописные рассказы об их жизни, обрядах, мифологии.

Исследование петроглифов Куюса

Писаные скалы и камни расположены на открытых, легкодоступных местах по правому берегу реки на протяжении 10 км [4, с.123]. Не далеко от села Куюс встречаются одиночные петроглифы. Скопления наскальных изображений находятся на окраине с. Куюс, у спуска к берегу Катуни, другой пункт – на расстоянии около 5 км вверх по течению Катуни, на ее правом берегу [1, с. 158]. Возможно именно здесь можно перебраться через Катунь вплавь, что в других местах не представляется возможным. Далее же, через два дня пути по тропам можно выйти в район современного Онгудая, минуя Семинский перевал [4, с 124].

Сцена охоты
Сцена охоты.

Исследования наскальных рисунков были проведены на расстоянии 5 км от села Куюс, рисунки расположены вдоль гравийной дороги на отвесных скалах, в высоту достигающих около 8 метров. В этом районе правобережья Катуни рисунки встречаются на протяжении 2км. Всего на боме и прилегающих к нему скалах около 100 рисунков.

Исследователи петроглифов Куюса 60-х гг. XIX века указывали, что рисунков на этом месте более двухсот. Однако Е. А. Окладникова писала о наличие грота в нижней части скалы. Грот довольно большой – в нем может разместиться несколько человек [4, с. 123]. В статье даны описания петроглифов, расположенных в гроте. Над входом в грот четко видны два великолепных фриза. На одном из них изображен лось, на другом – торжественное шествие оленей. Они самые крупные из всех, найденных в районе, в длину фигуры оленей достигают 2 м.

Описание грота дано в статье Б. В. Фролова и А. И. Сперанского. С южной стороны бома образовалось отверстие в виде неглубокого грота, козырек которого обрушился. Одна из стенок грота сложена из зеленоватых и бурых сланцев и до блеска отпалирована сбегавшим по ней водным потоком. На ней особенно много рисунков [1, с. 159].

Е.А. Окладникова датировала рисунки грота эпохой неолита. Аналогичные петроглифы были найдены на Ангаре. В пользу мысли о принадлежности каменному веку свидетельствует и тот факт, что при раскопках рыхлых отложений, заполняющих дно грота, обнаружены каменные изделия весьма архаического облика, может быть мезолитические или даже палеолитические по возрасту [4, с. 125].

В 80-х гг. археологическая экспедиция ГАГИ и при исследовании петроглифов Куюса скопления петроглифов, одно из которых получило название «грот Куюс». Условное, конечно, поскольку это обыкновенная скальная расселена, стенки которой отшлифованы древним водным потоком [2, с. 1].

Олень с ветвистыми рогами
Олень с ветвистыми рогами

На протяжении времени облик района меняется, при обследовании территории сейчас сложно определить, где находился грот, отсутствует и скальная расселина, описанная А. С. Суразаковым. Вдоль бома проложена дорога, возможно, во время строительства грот был разрушен, а вместе с ним и наскальная живопись.

Рисунки, расположенные на открытых скалах хорошо видны с дороги. В этом районе встречаются одиночные рисунки и композиции. На вершине бома изображения животных с выбивкой по всей площади изображения с последующей прошлифовкой. Обращает внимание пропорциональное изображение частей тела животных. По стилю рисунки близки к изображению животных древними охотниками и относятся к реалистическому периоду в искусстве каменного века. Предположительно к этому же периоду относится другая группа животных, которые изображены в движении. Образы животных динамичны, возникает впечатление незримой опасности, которая заставляет животных оставлять знакомые места. Среди довольно крупных животных ясно видны фигурки козлов, есть предположение, высказанное Е. А. Окладниковой о существовании культа козла еще в каменном веке [4, с.128].

В работах исследователей указано на многочисленные рисунки лосей непосредственно в гроте и на скалах над гротом. В настоящее время на скалах Куюса преобладают рисунки оленей. Южнее бома на отдельных скальных отложениях изображен олень с ветвистыми рогами. Выбивка занимает всю площадь изображения, прошлифовка изображения отсутствует. Олень изображен в движении и шествует на юг. Части тела животного не пропорциональны, обращает внимание небольшая вытянутая морда, грациозная шея и массивное туловище. Рисунок нельзя отнести к реалистическому стилю древнего искусства, созданного охотниками каменного века. По всей видимости, животное изображено в период распада реалистического искусства.

Обращает внимание двухметровое изображение оленихи, внутри которой хорошо просматривается олененок. По контурным желобкам после выбивки сделана прошлифовка. Трудно предположить, что художник использовал каменное долото, изображение можно отнести к раннему железному веку. Культ оленя был распространен среди скифов у которых олень ассоциировался с солнцем и светом.

Другая группа – скопление мелких рисунков, выполненных упрощенно. Мы видим изображения козлов в верхней части скалы просматривается изображение собаки, здесь же человек с раскинутыми в стороны руками. Можно предположить в центре композиции наличие солярного знака. Трикветр - древнейшая (от бронзового века до христианства) эмблема. В бронзовом веке трикветр был одним из символов движения Солнца, олицетворяя основные положения светила (соответственно, на восходе, в зените и на закате).

Фигурки козлов
Фигурки козлов

Остается загадкой, объединены ли рисунки единой композицией. Возможно, изображения связаны с переходом к кочевому скотоводству народов Алтая и отображают образ жизни древних кочевников-скотоводов. Следующая композиция схематично изображена в статье Б. В. Фролова и А. И. Сперанского [1] и в настоящее время ее можно найти в районе скопления петроглифов. Возможно, здесь воспроизведена сцена охоты. Рисунки выбиты грубо, фигуры животных и человека изображены схематично. В подобном стиле выполнена композиция, расположенная несколько южнее предыдущей. Однако обращает на себя внимание фигура человека, на голове у которого странный головной убор, сзади нечто, напоминающее хвост. Предмет, который он держит в руках можно принять за бубен шамана. Если это так, то в данном месте изображен момент камлания или жертвоприношения, животное не спасается как в момент охоты, а напротив, с дружелюбием устремилось к человеку.

Стиль третьей композиции отличается от двух, рассмотренных ранее. Человек в грибовидном головном уборе, рядом с которым фантастическое животное, на это указывает неестественно длинная шея животного. Над животным рисунок, напоминающий фантастическую птицу. Появление сюжетов среди наскальных рисунков свидетельствует о развитии воображения у человека и относится к скифскому и тюркскому периодам.

Грот Куюс – место необычное, возможно, что это древнее святилище. Композиционное, сюжетное и стилистическое богатство петроглифов Куюса дает представление не только о тонком художественном вкусе создателей, но и о широте их представлений об окружающем мире, о сложном мировоззрении. Стилистическое разнообразие петроглифов Куюса позволяет использовать их как исторический источник, как произведения искусства, выполненные в разное время, в которых отражалась история культуры древнего населения Сибири на протяжении многих веков и даже тысячелетий.

* * *

Исследование выполнила Демченко Татьяна под руководством Сухих Веры Борисовны. Муниципальное образовательное учреждение «Алтайская средняя общеобразовательная школа № 1 им. П.К. Коршунова». с. Алтайское, 2006 г.

Источники

  • Исследование древних наскальных изображений в Горном Алтае / Фролов Б.В., Сперанский А.И.– М., 1964.
  • Новости науки «Кызык-Телань II» / Суразаков А.С.– Горно-Алтайск, 1990.
  • Петроглифы Алтая / Кубаре В.Д., Маточкин Е.П.– Новосибирск, 1992.
  • Петроглифы Куюса / Окладникова Е.А.– М., 1964.
Отзывы и комментарии(1)
Alexandra2020.06.20

Оказывается, что древняя наскальная живопись находится совсем рядом, в доступном месте у дороги! Эта поездка мне очень понравилась: я увидела страницы каменных книг, и природа там кругом такая красивая!

По теме

Петроглифы Алтая